Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
На фоне последних событий, связанных с высылкой цыган из Франции, не
лишним будет вспомнить, как обстояло дело в другие времена, как
складывались взаимоотношения между цыганами и властью во Франции и не
только во Франции.
«Вашему племени все бы корысть только.
Поддеть, да обмануть доброго человека. … В смуглых чертах цыгана было
что-то злобное, язвительное, низкое и вместе с тем высокомерное:
человек, взглянувший на него, уже готов был сознаться, что в этой чудной
душе кипят достоинства великие, на которые одна только награда на земле
– виселица». Такую характеристику цыган мы находим у Гоголя.
(Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близь Диканьки).
Стоит сказать, что
кроме цыгана, в событиях повести участвует и другой персонаж – жид. Ни у
того ни у другого нет имен, столь важных в творчестве великого русского
писателя. Просто цыган – и все, просто жид – и все. С точки зрения
Гоголя, как и с точки зрения обитателей Малороссии начала XIX века,
одного лишь упоминания о принадлежности к цыганам или к жидам было
достаточно для характеристики персонажа. Такая точка зрения весьма
характерна и весьма распространена не только в Малороссии XIX века, но и
во Франции и в других странах мира и в другие времена.
Представляя
свою книгу «Два века иммиграции во Франции» один из ведущих
специалистов в этой области Филипп Девитт (Philippe Dewitte) говорил о
том, как менялся характер иммиграции на протяжении последних двух
столетий.
Филипп Девитт: Население Франции постоянно
трансформировалось. Во Франции нет того, что называют «титульной
нацией». Даже если говорить о знаменитых галлах, которые были
представлены как основа нации в период третей Республики, следует
сказать, что Франция это нация иммигрантов. Начиная с XIX века,
иммиграция принимает совершенно другие формы. Это уже другая иммиграция.
Это та иммиграция, какой мы ее знаем сейчас, это иммиграция людей
голодных, людей, которые едут в страну в поисках свободы или же в
поисках благосостояния.
И в этом смысле можно сказать, что
Франция является такой же страной иммигрантов, как и США. Если мы
посмотрим на историю XX века, то увидим, что иммигранты представляют
собой 6,7% населения страны. Это данные на 1931 год. И эти данные почти
совершенно такие же, как и данные по США на этот период. Во второй
половине XX века характер иммиграции начинает меняться. Это колониальная
иммиграция в 50-е годы, а затем и пост-колониальная иммиграция. А
теперь с процессом глобализации мировой экономики мы сталкиваемся не с
иммиграцией, а с миграцией населения, которое движется практически во
всех направлениях, чего не было раньше.
Раньше мы наблюдали
явление, которое демографы называют «миграционные пары», когда алжирцы
живут во Франции, турки - в Германии, мексиканцы едут в США. Теперь
таких «миграционных пар» больше не существует. Можно быть алжирцем и
жить в Германии, пакистанцы, которые раньше ехали в Великобританию, с
успехом могут жить во Франции. Сейчас мы наблюдаем процесс слияния
народов.
***
Цыгане, как народ, постоянно мигрирующий, в
эту классификацию не вписываются. Они не вписывались в нее никогда.
Поэтому в течение всей своей истории цыгане рассматривались «пришлые»,
как народ «пришедший извне», интересный, как раз тем, что он не похож на
других, (см.: персонаж романа Г.Гарсиа Маркеса) – это с одной стороны, а
с другой стороны, по той же самой причине, – как народ враждебный.
Поэтому цыгане всегда подвергались гонениям. Их обвиняли в бедах,
которые случаются, с их существованием связывали нечто необъяснимое,
загадочное и даже потустороннее. Они оказывались нежелательным
элементом.
В отношении евреев жители Франции, а в частности
Парижа были всегда настроены очень негативно. Почти каждая смена власти
или городская смута в столице Франции сопровождалась еврейскими
погромами. Франция может в кавычках «похвастаться» тем, что именно она
впервые официально и на государственном уровне спланировала и провела
акцию против евреев еще задолго до того как подобная акция, правда более
масштабная, была проведена в Испании. Автором этой первой акции против
евреев был Филипп Август.
И в отношении цыган власти Франции на
протяжении многовековой истории страны довольно часто применяли жестокие
репрессивные меры.
Первое письменное упоминание о цыганах во
Франции мы находим в книге «Дневник парижского горожанина». В ней
говорится, что в 17 августа 1427 в район Plaine-Saint-Denis прибыли люди
на лошадях. Среди них были двое, один из которых называл себя графом, а
другой – герцогом. Их сопровождали около десятка всадников. Они сказали
про себя, что были родом из Нижнего Египта. (Отсюда и одно из названий
цыган по-французски и по-английски). Это первое письменное упоминание о
цыганах во французских источниках. По другим данным, менее точным, чем
«Дневник парижского горожанина», цыган было несколько сотен, и меньше,
чем через месяц, городские власти отослали их в городок Понтуаз. Так уже
первое столкновение парижан с цыганами закончилось изгнанием последних.
В
1504 Людовик XII издает закон, согласно которому следует бороться
«пришлыми» и с «богемцами» (bohémiens). Король Богемии Сигизмунд
назначил воеводу Ладисласа главой цыган. Отсюда и пошло другое
обозначение цыган во французском языке – богемцы.
В те времена применяли две меры наказания – изгнание и смертная казнь. Обе меры были равнозначными.
В 1539 году Франциск I издал указ, в котором обвинял цыган (богемцев) в обмане и в мошенничестве.
В
1561 году Карл IX также издает аналогичный указ и также запрещает
цыганам жить во Франции. За нарушение указа теперь уже не просто
высылают из страны, а посылают на галеры. Кроме этого цыган (мужчин,
женщин и детей) заставляют брить наголо свои головы. Таким способом их
метят, как впоследствии стали метить евреев желтой звездой. За ношение
цыганской одежды также существовали наказания, поскольку в Средние века
одежда была более красноречивым знаком положения человека в обществе,
чем сейчас, даже учитывая скандал вокруг ношения паранджи в общественных
местах. Даже такой «добрый король» как Генрих IV в 1606-ом году
запрещает цыганам собираться в группы более чем три-четыре человека.
Начиная
с 1660 года – фактически с приходом к реальной власти – Людовик XIV
продолжает королевские традиции преследования цыган как «бродяг»,
используя те же самые методы и меры наказания: изгнание, ссылка на
галеры, телесные наказания и даже смертная казнь, а с появлением
колоний, цыган начинают ссылать на новые поселения.
Великая
Французская революция не изменила отношения к цыганам во Франции. В
1803-ом году Наполеон Бонапарт запрещает проживание цыган во Франции.
Этим воспользовалась супруга Наполеона – Жозефина Богарне (Joséphine de
Beauharnais), которой требовались рабочие для сахарных плантаций на
Карибских островах. Цыгане оказались подходящим материалом, так как
лучше других приспосабливались к местному тропическому климату.
В
1912-ом году во Франции всех цыган переписали и выдали им свидетельства
(carnet) – такие же, какие выдавали преступникам. Во время второй
мировой войны цыгане подверглись таким же репрессиям, как и евреи. Из
700 тысяч цыган кочевавших по территории Европы, в нацистских лагерях
смерти было истреблено более двух третей от общего количества. Этот
период впоследствии получил название «самударипен» — в буквальном
переводе слова — «убийство всех» (другие термины – «параимос» или «Кали
Траш»).
В течение почти 30 лет с 1949 по 1968 годы во Франции
работала комиссия, которая должна была определить отношение Республики к
цыганам. Итоги работы комиссии были опубликованы в 1979 году. В докладе
говорилось о чертах присущих цыганам: о беззаботности, естественной
лени, нечистоплотности. К этому времени в 1968 году цыганское
антропометрическое свидетельство было заменено на другой документ –
свидетельство о передвижении (carnet de circulation).
Стоит
вспомнить одну историю из времен Генриха IV. Завершению строительства
Нового моста в Париже мешали «ирландцы». Так называли людей, в основном
выходцев из Ирландии, которые буквально терроризировали население
Парижа. Они выходили на свой промысел ночью. У них тогда появилось и
другое прозвище bélître – ничтожный человек, ничтожество (homme de rien,
homme sans valeur). Это слово впоследствии прочно вошло в обращение для
обозначения бродяги. Операцию по выселению «ирландцев» осуществил Прево
Парижа Франсуа Мирон (François Miron). Тогда была применена схема
изгнания, впоследствии повторявшаяся неоднократно: возле еще
недостроенного Нового моста были поставлены баржи. Ночью городская
стража окружила территорию моста и всех, кто находился в этот момент в
том месте, погрузили на баржи и отправили – вон из Парижа. По сведениям
историков их отправили на родину в Ирландию. Поэтому это дело так и
осталось в истории Парижа под названием «высылка ирландцев», хотя далеко
не все среди них были ирландцами.
Впоследствии эта схемы высылки
«нежелательных элементов» из Парижа или с территории страны
воспроизводилась неоднократно, применяется она и сейчас, правда вместо
барж используют самолеты.
|