Газета "Наш Мир" br> Мы увидели: и в США, и в РФ государство – это не арбитр, не тренер, даже не «играющий тренер». По сути государство в США и в РФ (и в других странах) – единственный настоящий игрок, если уж уподобить экономику спорту. И со всей силой встает вопрос: для кого, в чьих интересах этот «игрок» действует?
На этот вопрос массовое сознание знает несколько ответов. Довольно широко распространено мнение, что государство играет, так сказать, само на себя и само для себя. Но в этой части остановимся на другом мнении. И состоит оно в том, что государство «играет» на крупный капитал, на так называемых «олигархов», что государство как бы нанято олигархами, что государство – инструмент подавления, насилия и обогащения в руках олигархического капитала. В сознании и в подсознании многих наших граждан картина такова: несколько десятков, сотен, ну, может быть, несколько тысяч «олигархов» вертят государством.
Как же это им удается? – Ответ как бы напрашивается сам собой: «деньги правят миром». И поскольку у олигархов денег куры не клюют, то и неудивительно, что они-то и являются фактическими правителями государства, страны, народа. Однако попробуем разобраться, насколько реальны ошеломляющие цифры о «деньгах» того или иного олигарха.
Попробуем для начала внимательно прочитать хотя бы то, что сообщает нам о первой сотне самых богатых российских капиталистов русскоязычная версия известного журнала «Форбс». При подготовке данного материала я просмотрел всю эту сотню. Здесь предложу далее обратить внимание на пару моментов, характерных для этой «сотни».
Для начала русскоязычный «Форбс» ошарашивает: «Совокупное состояние членов списка Forbes в 2010 году увеличилось вдвое и составило $297 млрд». – Это, конечно, не фунт изюму, а показатель реальной мощи. Но что означает слово «состояние»?
Запомнив этот вопрос, начинаем читать список.
Номер первый. Владимир Лисин. Председатель Совета Директоров Новолипецкого металлургического комбината. Состояние ($ млн) 15 800. Состояние в прошлом году ($ млн) 5 200.
Как это возможно? А вот так:
«…акции НЛМК выросли за год почти в три раза».
Вот, оказывается, что такое «состояние»! Не деньги, не «состояние», а «капитализация» акций! Но в таком случае с нашей стороны было бы жестоко просить у иных «олигархов» подаяние, а как бы нам не пришлось подавать милостыню им самим. Чтобы это объяснить, мне придется прибегнуть к обширной цитате из «Кардиограммы капитализма»:
«Не знаю, как сейчас, а несколько лет назад в Москве на Уланском переулке можно было арендовать надежный терминал для игры на электронных биржах акций. В принципе игра и впрямь может приносить доход, если строго соблюдать три несложных правила. Два из них общеизвестны, и сразу же доводятся даже до новичков. Третье я рискну сформулировать от себя. Итак, первые два общеизвестных правила: 1)Никогда не "идти против рынка" - не покупать акции (не "открывать позицию"), если цены на акции падают. 2)Работать на "коротких позициях" - если купил, то продавать побыстрее, пока "бычья тенденция" не сменилась "медвежьей". А вот третье правило, которое я формулирую от себя лично: 3)Из десятков математических приемов так называемого "технического анализа рынка" твердо усвоить только одно или два действия. Не грузить себя "волнами Элиота" или "числами Фибоначчи", а вступать в дело в момент, когда цена на акции подползает к какому-либо круглому значению: в этот момент у десятков тысяч участников игры во всем мире начинают срабатывать одни и те же, предсказуемые психологические установки. На этом и можно построить свой "бизнес".
Из сказанного следует, что активность всех этих игроков в "сток-эксчейндж" имеет к реальной экономике отношение не большее, чем, скажем, игра в каком-нибудь казино. Так почему же об этих игроках так много сказано?
Только потому, что именно эти несколько тысяч (в России) и несколько сотен тысяч (во всем мире) человек, являющиеся ничтожным меньшинством для многомиллиардного населения планеты, находятся ныне в самом эпицентре внимания и в этой связи как бы определяют стратегию экономических оценок и решений. Судите сами:
1)По ходу игры этих лиц в каждый данный момент формируется цена одной акции той или иной компании. Допустим, в данный момент цена составляет сто долларов. А всего акций у этой компании миллион штук. Отсюда и возникает так называемая "капитализация". Умножаем текущую цену на одну акцию (в нашем случае сто долларов) на общее количество акций компании (в нашем примере миллион штук). Мы получили произведение - сто миллионов долларов. Вот эта цифра и звучит потом на весь мир: капитализация данной компании составляет сто миллионов долларов!
Что эта "капитализация" отражает? - Ровным счетом НИЧЕГО! Во-первых, стоит только и впрямь начать продавать большое количество соответствующих акций, как предложение превысит спрос, что автоматически снизит цену на одну акцию. (И "капитализация" - свят-свят! - упадет!!!). Во-вторых, на биржах "крутятся" только часть акций компании, причем речь идет об акциях распыленных, продаваемых чуть ли не "поштучно". А цена акций любой компании прямо зависит от характера самого ПАКЕТА акций. Например, блокирующий пакет всегда стоит во много раз больше, нежели то же количество распыленных акций. А контрольный пакет стоит многократно больше, чем чисто математическое соотношение между пакетами контрольным и блокирующим. В-третьих,.. Впрочем, достаточно уже сказанного. Вывод один: в случае со словом "капитализация" речь идет о НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАЩЕЙ, фиктивной, никому и ничего не дающей, а только всех запутывающей "величине".»
Получается, что список «Форбса» привязан к фиктивной «величине»! Реальной экономической мощи, реальной покупательной способности сия «величина» не отражает. Правда, конкретно про Лисина «Форбс» сообщает, что в долгах он еще не запутался: «свободных денежных средств ($1,2 млрд) с запасом хватит, чтобы комбинат выплачивал долги в ближайшие два года». Так что этого «олигарха» до паперти еще не довели (хотя роковое слово «долги» уже прозвучало).
А вот про номер пятый говорится такое, что он не то беден, как церковная мышь, не то в долгах как в шелках. Об Олеге Дерипаске «Форбс» сообщает: «Вследствие кризиса у основателя огромной промышленной империи Олега Дерипаски были реальные шансы превратиться в банкрота — долги его компаний превышали $20 млрд.» Как же он выкрутился? А опять же долгами: «Государство помогло — Внешэкономбанк пролонгировал кредит «Русалу» на $4,5 млрд, после чего стали сговорчивее и западные банки».
«Государство помогло». Эта фраза – пальцем в небо. Напомню вопрос, во имя которого мы тут копаемся в олигархическом белье. Нас интересует: кто кого обслуживает? Государство на услужении у олигархов – или олигархи обслуживают государство? В восьмой лекции о марксизме анализировалась прошлогодняя ситуация в Пикалево. Внешне она могла бы быть истолкована и как грубое вмешательство государства в дела крупного бизнеса. Тогда «крупному бизнесу» в лице Дерипаски по сути приказали вложиться в Пикалевский глиноземный комбинат. Теперь мы знаем: приказали не «крупному бизнесу», а должнику государства. Путин мог бы поступить и еще проще: прямо перевести деньги в Пикалево из государственной корпорации «Внешэкономбанк». Но Путин предпочел «нагрузить» должника госкорпорации «Внешэкономбанк». Какое значение имеет этот «нюанс», почему важны такие «нюансы»? Разве не достаточно просто сказать: олигархия – она на то и олигархия, что представляет собой крупный финансовый и промышленный капитал, сросшийся с государством?
Нет, такой простой ответ нас не устроит! Была в истории науки такая теория самозарождения жизни. Еще в 18 веке многие ученые умы заявляли: если набросать в угол ветоши, то мышь появится в ней сама собой, мышь будет порождена ветошью. Подобно этому множество так называемых «экономистов» уверяют нас: крупный капитал появляется и действует «по законам рынка», как бы сам собой – как мышь от ветоши. При таком подходе крупный капитал – самостоятельная сила, и в качестве таковой она способна и «вертеть» государством. Но мы видим связь совершенно обратную!
Аркадий Ротенберг – третий номер в списке «Форбса». Должность (внимание!) – «Председатель совета клуба «Яварра-Нева»… Источник богатства: порт, подряды «Газпрома». Что, какой-то порт принадлежит какому-то клубу, и «Газпром» дает подряды клубу? Скорее всего нет. Просто в детстве Аркадий Ротенберг совершил судьбоносный поступок. В 1964 году он «записался в секцию самбо, где подружился с Владимиром Путиным; в 1998 – стал гендиректором клуба дзюдо «Яварра-Нева»». А «порт» и «подряды Газпрома», и третье место во всероссийском списке богатейших лиц, - все это пришло потом.
Кстати, список этой блистательной сотни замыкает еще один Ротенберг – Борис. Он вице-президент федерации дзюдо РФ. Тот же самый судьбоносный поступок в жизни, что и у Аркадия Ротенберга.
Может быть, подобная «генетика» крупного капитала является феноменом сугубо русским или российским? Может быть, это только «у НАС так», а в «цивилизованных» странах как-то иначе? – Вот на сегодня самым крупным в мире представителем торгового капитала в розничных сетях является Wal-Mart Stores. Верующим в «экономические» теории самозарождения крупного капитала будет не лишним узнать, что в 1986 – 1992 годах в совете директоров данной компании блистала очаровательная Хиллари Клинтон.
Вообще в США государство поступает так: В 1976 году разорились сразу семь частных железных дорог. В этой связи создается государственная корпорация Conrail. Правительство вкладывает 8 миллиардов долларов. «Бизнес» спасен, и пошла прибыль. По такому случаю Conrail приватизируется. Вот такой «цикл».
Итак, подводим итоги: 1)Сведения о неслыханных миллиардах в кошельках у олигархов как правило сильно преувеличены и отражают фиктивную величину «капитализации», но не реальную финансовую и вообще экономическую мощь. 2)В современных экономиках «крупный капитал» появляется и действует благодаря своему родителю – государству, благодаря государственному патернализму. Не крупный капитал «вертит» государством, а государство «вертит» крупным капиталом.
|