Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Из блога читателя газеты Hospodářské noviny
Недавно я слышал интересные рассуждения одного уважаемого мною человека.
Темой размышлений стали общие черты фашизма, социализма и коммунизма в
связи с экономической ситуацией в мире. Еще раз пройдя по всему
рассказу, я сам сделал небольшое исследование в области значений
терминов (спасибо wikipedia, она помогла сэкономить кучу времени :)). И
я решил поделиться этими рассуждениями с вами.
Итак, начнем со
сравнения этих идеологий, точнее с их трактовок экономики на уровне
энциклопедических определений. Наша задача показать отношение к
экономике, а не дать комплексный анализ данных идеологий:
Социализм - от латинского socialis – общественный; - главный акцент на солидарности в группе; - экономика и другие сферы жизни общества должны управляться из центра; - государство должно влиять на экономику в своих интересах (интересах группы); - главная задача государства – как можно лучше заботиться о своих гражданах во всех сферах жизни; - основная идея – общая собственность; - интересы (и права) большинства превыше интересов отдельного человека; - массивное применение идеологии на практике, особенно перед и после Второй мировой войны и до сегодняшнего дня!!!
Коммунизм - требует коллективной собственности, или совместного использования имущества, отрицает классовые различия; - требует центрального регулирования интересов группы; - идеология предлагает, например, и коллективное воспитание детей; - сторонники идеологии, как правило, объединяются в группы, политические партии и организации; -
интересы продвигаются, главным образом, через революцию, то есть силой в
отличие от социализма, который осуществляет руководство через контроль; - диктатура считается легитимной, это необходимость для продвижения интересов общества, подавляется индивидуальная свобода; -
наиболее идеальную модель воплотить в жизнь удалось в России после 1917
года, когда экономика страны была практически разбита после царской
войны; - идеология наиболее широко применялась на практике после
Первой мировой войны и после Второй мировой войны (попытки
предпринимались уже течение всего 19-го века, особенно во второй
половине).
Фашизм - тоталитарная идеология, антидемократический и антилиберальный режим; - интересы большинства выше интересов индивидуума; - государство должно работать, как часы, и этой задаче подчинено все; - во главе государства фактически стоит правитель (или группа правителей), имеющих власть; - для подавления оппозиции применяется насилие; - подавляется конкуренция из-за кумовства, протекций и т.д. (собственно иная форма государственного контроля и собственности); - контроль СМИ, использование пропаганды; - против иностранцев, переселенцев; - используется цензура.
Это были некоторые сведения для начала, а теперь мы можем порассуждать…
Что
общего у этих экономических направлений? В принципе, с экономической
точки зрения, они все одинаковы. Все идеологии требуют контроля из
центра, ставят интересы группы (государства) выше интересов индивидуума.
Иными словами, несколько людей считают, что они умнее остальных, и
управляют экономикой страны. Они пытаются, например, регулировать цену
на нефть или горючее, стоимость товаров на рынке (например, сколько
будут стоить мясо, молоко, яйца и т.д.), проще говоря, идет
регулирование экономики непосредственно из центра. Потом эти
«экономические направления» пытаются продвигать, по сути, с помощью
насилия. Фашизм, например, отбирал имущество евреев и отдавал его своим
последователям, то есть избранным. Коммунизм с помощью революции с
оружием в руках отбирал имущество у собственников и отдавал все народу,
то есть опять же избранным. Социализм тоже выступает за центральное
управление насильственным путем, но он добивается этого более изощренным
способом. Но в целом принцип тот же – добиться контроля над людьми,
только метод отличается от насилия фашизма и коммунизма. Социализм
получает контроль над людьми ослабляя их. Поэтому так важны понятия
«социальная поддержка» и «социальные гарантии». Потому что, если
государство в некоторой степени предоставляет своим гражданам социальные
гарантии (жилье, еду, одежду, медицинскую помощь, образование),
гражданам гораздо проще отказаться от своих свобод и от своих душ взамен
на фальшивое ощущение того, что ты в безопасности.
Коммунизм,
основанный на марксизме, хорошо показал себя в России, а после Второй
мировой войны - в Восточной Европе, но, например, в США все попытки были
напрасны. Фашизм хорошо функционировал в Германии и Италии, но опять же
в США он надолго не задержался. Но социализм не прекратил свое
существование с падением «железного занавеса» и с постепенным переходом
Восточного блока к капитализму. Экономические идеи социализма сегодня,
наоборот, гораздо чаще завладевают умами экономистов, чем во времена
контролируемого Россией социализма в Восточном блоке, гораздо чаще, чем
мы можем себе представить. Если обратиться к истории, можно найти одну
общую черту у всех упомянутых режимов. Когда их представители оказались у
власти и начали влиять на то, что происходит в мире? Во времена
принципиального экономического кризиса, когда экономика стран была
нарушена войнами или же просто существенным давлением. В подобной
ситуации мы оказались и теперь.
Фискальная бюджетная политика
стран, опирающаяся на механизмы пакетов стимулирующих мер, на тендеры, в
то время, когда экономика находится в стагнации, ведет к созданию
рабочих мест для людей и для компаний, и возникший таким образом дефицит
бюджета государство потом идеально покроет с помощью налогов, которые
поступят, когда экономика поправится. Но все это, как мы видели в США и
во всей Европе, приводит к тому, что государство долгое время живет в
долг. Этот экономический взгляд на решение проблем опирается на
кейнсианские принципы. Это по-прежнему главное экономическое направление
в современных ВУЗах с экономическим уклоном. Такая точка зрения на
регулирование экономики к социализму гораздо ближе, чем кажется. Сегодня
это главное направление западного понимания капитализма во главе с
Соединенными Штатами. И эти вмешательства стран в собственные экономики,
по-моему, начинают приводить к негативным последствиям. Потому что в
Соединенных Штатах сегодня идет национализация, хотя называть это можно
как угодно. Просто теперь используют слово bailout. Так фактически были
«национализированы» и попали под централизованный контроль автомобильная
промышленность, банки, цепочку продолжают здравоохранение, образование и
так далее.
Социализм обычно говорит: «Мы (государство)
позаботимся о вас». Однако старая философская мудрость гласит: «Дай
человеку рыбу, и ты накормишь его на день. Научи человека ловить рыбу, и
ты накормишь его на всю жизнь». Дать человеку рыбу в виде социальных
пособий и антикризисных мер означает сделать из него человека
зависимого, то есть того, кто постепенно впадет в полную зависимость от
государства, власти и их помощи. Постепенно взамен на социальные
гарантии человек законным образом будет лишен других аспектов жизни,
которые будет контролировать государство. И когда все это прекратится?
Если каждый сам для себя что-то не сделает, не станет свободнее и
независимее, все закончится тотальным контролем государства над жизнью
человека и его свободами, то есть рабством. И хотя сегодня время
экономических проблем, и многие терпят нужду, я ни в коем случае не
смеюсь над их трудностями, нет времени смотреть на это и протягивать к
государству и властям руку с просьбой о помощи. Потому что социализм,
пусть не в красном, а, например, в синем, будет единственным итоговым
состоянием. Я сам для себя в первую очередь хочу быть свободным
человеком, в жизнь которого власти не лезут и не влияют на него в
обычных житейских вопросах. Я не готов и не хочу отказаться от своих
свобод, платить чем дальше, тем больше налогов, которые государство
потом перераспределит, я даже не знаю на что. Я не хочу обременять ни
себя, ни своих детей. А еще лучше сказать: «Я хочу быть суверенным
человеком». То есть тем, кто ни от кого не зависит, в чью жизнь никто не
сует нос и не говорит ему, что и как делать, тем, кто отвечает за свою
жизнь и за жизнь своей семьи. Я не хочу быть рабом государства, которое
должно мне и которое потом меня же обдирает налогами, чтобы вернуть этот
долг. Мне не надо, чтобы власти заботились обо мне и давали мне
социальные гарантии. Я хочу, чтобы у меня была свобода говорить, что я
думаю, и делать, что я хочу, и нести за это ответственность. Я не хочу
фашизма, который держится на нескольких умных парнях, контролирующих
правительство с помощью таких организаций, как гестапо, или похожих на
него современных институтов, у которых другие названия, но те же цели.
Мне не надо и коммунизма, который говорит мне делать именно то, что
приказывает система, и ничего больше, который говорит мне не злиться, и
тогда они обо мне позаботятся. Мне не надо и социализма, пусть в
современной интерпретации США или Европейского союза, которые забирают у
меня мою свободу и возможность принимать независимые решения о своем
будущем, взваливают на меня бремя в виде налогов и долгов. Короче
говоря, я сам хочу строить свою жизнь, я не хочу, чтобы мне кто-то
говорил, что я должен делать.
Спасибо Америка, спасибо Европа, оставьте себе свой социализм и сохраните мне мою свободу и суверенитет.
|