Газета "Наш Мир" br>  Газета «Наш Мир»
 
 Из блога читателя газеты Hospodářské noviny
  
 Недавно я слышал интересные рассуждения одного уважаемого мною человека.
 Темой размышлений стали общие черты фашизма, социализма и коммунизма в 
связи с экономической ситуацией в мире. Еще раз пройдя по всему 
рассказу, я сам сделал небольшое исследование в области значений 
терминов (спасибо wikipedia, она помогла сэкономить кучу времени :)).  И
 я решил поделиться этими рассуждениями с вами.
    Итак, начнем со 
сравнения этих идеологий, точнее с их трактовок экономики на уровне 
энциклопедических определений. Наша задача показать отношение к 
экономике, а не дать комплексный анализ данных идеологий:
  Социализм - от латинского socialis – общественный; - главный акцент на солидарности в группе; - экономика и другие сферы жизни общества должны управляться из центра; - государство должно влиять на экономику в своих интересах (интересах группы); - главная задача государства – как можно лучше заботиться о своих гражданах во всех сферах жизни; - основная идея – общая собственность; - интересы (и права) большинства превыше интересов отдельного человека; - массивное применение идеологии на практике, особенно перед и после Второй мировой войны и до сегодняшнего дня!!!
  Коммунизм - требует коллективной собственности, или совместного использования имущества, отрицает классовые различия; - требует центрального регулирования интересов группы; - идеология предлагает, например, и коллективное воспитание детей; - сторонники идеологии, как правило, объединяются в группы, политические партии и организации; -
 интересы продвигаются, главным образом, через революцию, то есть силой в
 отличие от социализма, который осуществляет руководство через контроль; - диктатура считается легитимной, это необходимость для продвижения интересов общества, подавляется индивидуальная свобода; -
 наиболее идеальную модель воплотить в жизнь удалось в России после 1917
 года, когда экономика страны была практически разбита после царской 
войны; - идеология наиболее широко применялась на практике после 
Первой мировой войны и после Второй мировой войны (попытки 
предпринимались уже течение всего 19-го века, особенно во второй 
половине).
  Фашизм - тоталитарная идеология, антидемократический и антилиберальный режим; - интересы большинства выше интересов индивидуума; - государство должно работать, как часы, и этой задаче подчинено все; - во главе государства фактически стоит правитель (или группа правителей), имеющих власть; - для подавления оппозиции применяется насилие; - подавляется конкуренция из-за кумовства, протекций и т.д. (собственно иная форма государственного контроля и собственности); - контроль СМИ, использование пропаганды; - против иностранцев, переселенцев; - используется цензура.
  Это были некоторые сведения для начала, а теперь мы можем порассуждать…
  Что
 общего у этих экономических направлений? В принципе, с экономической 
точки зрения, они все одинаковы. Все идеологии требуют контроля из 
центра, ставят интересы группы (государства) выше интересов индивидуума.
 Иными словами, несколько людей считают, что они умнее остальных, и 
управляют экономикой страны. Они пытаются, например, регулировать цену 
на нефть или горючее, стоимость товаров на рынке (например, сколько 
будут стоить мясо, молоко, яйца и т.д.), проще говоря, идет 
регулирование экономики непосредственно из центра. Потом эти 
«экономические направления» пытаются продвигать, по сути, с помощью 
насилия. Фашизм, например, отбирал имущество евреев и отдавал его своим 
последователям, то есть избранным. Коммунизм  с помощью революции с 
оружием в руках отбирал имущество у собственников и отдавал все народу, 
то есть опять же избранным. Социализм тоже выступает за центральное 
управление насильственным путем, но он добивается этого более изощренным
 способом. Но в целом принцип тот же – добиться контроля над людьми, 
только метод отличается от насилия фашизма и коммунизма. Социализм 
получает контроль над людьми ослабляя их. Поэтому так важны понятия 
«социальная поддержка» и «социальные гарантии». Потому что, если 
государство в некоторой степени предоставляет своим гражданам социальные
 гарантии (жилье, еду, одежду, медицинскую помощь, образование), 
гражданам гораздо проще отказаться от своих свобод и от своих душ взамен
 на фальшивое ощущение того, что ты в безопасности.
  Коммунизм, 
основанный на марксизме, хорошо показал себя в России, а после Второй 
мировой войны - в Восточной Европе, но, например, в США все попытки были
 напрасны. Фашизм хорошо функционировал в Германии и Италии, но опять же
 в США он надолго не задержался. Но социализм не прекратил свое 
существование с падением «железного занавеса» и с постепенным переходом 
Восточного блока к капитализму. Экономические идеи социализма сегодня, 
наоборот, гораздо чаще завладевают умами экономистов, чем во времена 
контролируемого Россией социализма в Восточном блоке, гораздо чаще, чем 
мы можем себе представить. Если обратиться к истории, можно найти одну 
общую черту у всех упомянутых режимов. Когда их представители оказались у
 власти и начали влиять на то, что происходит в мире? Во времена 
принципиального экономического кризиса, когда экономика стран была 
нарушена войнами или же просто существенным давлением. В подобной 
ситуации мы оказались и теперь.
  Фискальная бюджетная политика 
стран, опирающаяся на механизмы пакетов стимулирующих мер, на тендеры, в
 то время, когда экономика находится в стагнации, ведет к созданию 
рабочих мест для людей и для компаний, и возникший таким образом дефицит
 бюджета государство потом идеально покроет с помощью налогов, которые 
поступят, когда экономика поправится. Но все это, как мы видели в США и 
во всей Европе, приводит к тому, что государство долгое время живет в 
долг. Этот экономический взгляд на решение проблем опирается на 
кейнсианские принципы. Это по-прежнему главное экономическое направление
 в современных ВУЗах с экономическим уклоном. Такая точка зрения на 
регулирование экономики к социализму гораздо ближе, чем кажется. Сегодня
 это главное направление западного понимания капитализма во главе с 
Соединенными Штатами. И эти вмешательства стран в собственные экономики,
 по-моему, начинают приводить к негативным последствиям. Потому что в 
Соединенных Штатах сегодня идет национализация, хотя называть это можно 
как угодно. Просто теперь используют слово bailout. Так фактически были 
«национализированы» и попали под централизованный контроль автомобильная
 промышленность, банки, цепочку продолжают здравоохранение, образование и
 так далее.
  Социализм обычно говорит: «Мы (государство) 
позаботимся о вас». Однако старая философская мудрость гласит: «Дай 
человеку рыбу, и ты накормишь его на день. Научи человека ловить рыбу, и
 ты накормишь его на всю жизнь». Дать человеку рыбу в виде социальных 
пособий и антикризисных мер означает сделать из него человека 
зависимого, то есть того, кто постепенно впадет в полную зависимость от 
государства, власти и их помощи. Постепенно взамен на социальные 
гарантии человек законным образом будет лишен других аспектов жизни, 
которые будет контролировать государство. И когда все это прекратится? 
Если каждый сам для себя что-то не сделает, не станет свободнее и 
независимее, все закончится тотальным контролем государства над жизнью 
человека и его свободами, то есть рабством. И хотя сегодня время 
экономических проблем, и многие терпят нужду, я ни в коем случае не 
смеюсь над их трудностями, нет времени смотреть на это и протягивать к 
государству и властям руку с просьбой о помощи. Потому что социализм, 
пусть не в красном, а, например, в синем, будет единственным итоговым 
состоянием. Я сам для себя в первую очередь хочу быть свободным 
человеком, в жизнь которого власти не лезут и не влияют на него в 
обычных житейских вопросах. Я не готов и не хочу отказаться от своих 
свобод, платить чем дальше, тем больше налогов, которые  государство 
потом перераспределит, я даже не знаю на что. Я не хочу обременять ни 
себя, ни своих детей. А еще лучше сказать: «Я хочу быть суверенным 
человеком». То есть тем, кто ни от кого не зависит, в чью жизнь никто не
 сует нос и не говорит ему, что и как делать, тем, кто отвечает за свою 
жизнь и за жизнь своей семьи. Я не хочу быть рабом государства, которое 
должно мне и которое потом меня же обдирает налогами, чтобы вернуть этот
 долг.   Мне не надо, чтобы власти заботились обо мне и давали мне
 социальные гарантии. Я хочу, чтобы у меня была свобода говорить, что я 
думаю, и делать, что я хочу, и нести за это ответственность. Я не хочу 
фашизма, который держится на нескольких умных парнях, контролирующих 
правительство с помощью таких организаций, как гестапо, или похожих на 
него современных институтов, у которых другие названия, но те же цели. 
Мне не надо и коммунизма, который говорит мне делать именно то, что 
приказывает система, и ничего больше, который говорит мне не злиться, и 
тогда они обо мне позаботятся. Мне не надо и социализма, пусть в 
современной интерпретации США или Европейского союза, которые забирают у
 меня мою свободу и возможность принимать независимые решения о своем 
будущем, взваливают на меня бремя в виде налогов и долгов. Короче 
говоря, я сам хочу строить свою жизнь, я не хочу, чтобы мне кто-то 
говорил, что я должен делать.
  Спасибо Америка, спасибо Европа, оставьте себе свой социализм и сохраните мне мою свободу и суверенитет. 
		
	  |