Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Неужели действительно маленький упрямец чаще бывает левшой? И почему
вообще люди делятся на левшей и правшей? В чем их отличие, в чем их
сходство? И какое значение имеет для Вашего малыша, если он все
предпочитает делать левой рукой?
– Мой Виталик все делает левой
рукой, – не то жалуется, не то гордится юная мама. – И сколько его не
учи, – настаивает на своем. Впервые взял карандаш - и тоже в левую руку.
Зато рисует как! Словно он рисовал с рождения. Но представляете...
левой рукой. Я объясняю, что надо правой. Отбираю У него карандаш.
Показываю сама, как надо рисовать. А он капризничает и злится... И
правой вообще отказывается рисовать. Что будет дальше? Возможно ли его
переучить?
А надо ли вообще пытаться переучивать такого малыша?
Чем отличается он от других, обычных, по нашему мнению, детей? Лишь
только тем, что у него доминирует правое полушарие. Но ведь ребенок
рождается с двумя правыми полушариями. И лишь позднее, по мере развития
личности малыша, одно из двух начинает «леветь».
Поэтому мозг
взрослого человека состоит из правого и левого полушарий, каждое из
которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение
другому, и как в одном, так и в другом полушарии сосредоточены
совершенно различные центры жизнедеятельности человека. Например, левое –
отвечает за речь и абстрактное мышление, правое – за музыкальное и
художественное творчество, образное мышление. При доминировании левого
полушария испытывается счастье и наслаждение, при доминировании правого –
страх и печаль.
Эти различия можно продолжать без предела, но
главное, что даже относительное доминирование какого-либо из полушарий
обусловливает психологические особенности людей. Толчками для
превращения одного из правых полушарий в левое у детей является начало
овладения речью и первое осознание ребенком самого себя.
Поэтому
после кризиса 3-х лет и начинают вырисовываться различия между
«правшами» и «левшами», вернее, «праворукими» и «леворукими» детьми. Как
«праворукость», так и «леворукость» объясняются тем, что существует
перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полушариям
мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило,
является правая рука, при доминировании правого полушария – левая. У
третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует.
Ребенок
«правополушарный» – левша – намного отличается от своих сверстников, и
не только затянувшимся упрямством. Обычно это особо художественно
одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше
других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Все отмечают их
большие музыкальные способности, для них не редок абсолютный слух. Но в
это же время им свойственна задержка речи и затруднительность
произношения различных звуков.
Такой ребенок непосредствен,
доверчив, легко попадает под влияние сиюминутных чувств и настроений,
плаксив, капризен и подвержен ярости и гневу, настойчивый в
осуществлении желаний.
Ему с большим трудом даются чтение и
письмо, овладевание которыми в раннем возрасте оказывается совершен
непосильным, а в первом классе может быть камнем преткновения.
Но
в целом такие дети общительные и контактные. И если мы, учитывая их
особенности, найдем правильные методы воспитания, все наши проблемы
будут разрешимы.
Как надо вести себя родителям с ребенком - левшой
Учитывая повышенную эмоциональность и крайнюю впечатлительность такого ребенка, быть очень чутким и доброжелательным с ним.
Создать благоприятный климат для него в семье.
Не воевать с ним из-за частого упрямства, а выходки упрямства постараться завуалировать какой-нибудь игрой.
Принять
как должное особенность ребенка и не пытаться превратить его в
«правшу», объясняя всем и ему, что «леворуких» людей очень много и это
тоже разновидность нормы.
Хвалить за самые малейшие успехи и поощрять его художественный или музыкальный дар, но не стремиться «приготовить» вундеркинда.
Стараться чаще делать малышу сюрпризы.
Не предъявлять завышенные требования к нему и не противопоставлять его другим, обычным детям.
Ни
в коем случае не обучать ребенка до школы чтению, письму и иностранным
языкам, т. е. тому, где его поджидают неудачи, снижающие уровень
самооценки малыша.
Любить его таким, какой он есть.
Если
после пятилетнего возраста Вы заметите у ребенка непонятные Вам
навязчивые стремления, опасения или страхи, обратитесь немедленно к
специалисту.
Как не надо вести себя родителям с ребенком левшой
Не
пытаться скрыть свои насмешки по поводу того, что ребенок отличается от
многих, в основном все делая при помощи одной левой руки.
Лишний раз подчеркивать все это при знакомых или посторонних людях.
Делать все возможное, чтобы переучить ребенка, И наказывать, когда он не поддается обучению.
Стараться доводить его до слез и вызывать своими методами воспитания другие отрицательные эмоции.
Быть в основном сухим и педантичным, общаясь с ним.
Стремиться довести его талант до совершенства, все время предъявляя завышенные требования к нему.
Учить до школы чтению, письму и иностранным языкам, ругая, что у него сплошные неудачи.
Создать
такую обстановку для ребенка в своей семье, чтобы его самооценка
уменьшалась с каждым днем, чтобы он чувствовал себя отвергнутым и никому
не нужным.
Запомните, такое воспитание обычно является благоприятной почвой для развития невроза или симптомов заикания у малыша.
|