Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Современный мегаполис немыслим без развитой системы скоростного
подземного транспорта. В XX веке собственными метрополитенами обзавелись
крупнейшие города не только Европы и Америки, но и Азии. Метро стран,
традиционно идущих в авангарде научно-технического прогресса,
завораживает своими масштабами и техническим совершенством.
Токийское
метро занимает третье место в мире по протяженности действующих
рельсовых путей, опережая московское на 24 км и уступая лишь лондонскому
и нью-йоркскому. Первая линия подземки в японской столице открылась в
1927 году - тогда ее протяженность составляла всего 2,2 км. Сегодня
линий насчитывается 13, и разноцветная схема токийского метрополитена
своей запутанностью способна испугать даже самого искушенного любителя
подземных путешествий.
Токийский "андеграунд" обладает целым
рядом особенностей, не свойственных европейскому метро. Во-первых, он
никогда не принадлежал государству и не в последнюю очередь именно
поэтому развивался невероятно бурными темпами. Принцип разумной экономии
лег в основу и проектных решений подземки японской столицы. Так,
большинство линий метро соединяются с железнодорожными линиями,
пущенными по поверхности земли. Во-вторых, метрополитен строится с
поверхности, а сверху выкопанный тоннель закрывается стальными листами,
по которым следует автомобильный транспорт. Статистика гласит: в будние
дни всего за полтора часа, с 7:30 до 9:00, токийское метро перевозит 7,5
млн пассажиров. Так что для экскурсий лучше выбрать другое время.
А
посмотреть в токийской подземке действительно есть на что! Так,
переходы с линии на линию представляют собой не голые коридоры, но целые
торговые галереи, продолженные чередой ресторанов и закусочных. В этом
смысле особенно примечательна станция Shibuya, где поезда
останавливаются на четвертом этаже гигантского торгового центра. Еще
одна бесспорная достопримечательность токийского метро - новая линия
"О-эдо", общая протяженность которой составляет 40,7 км. В плане она
напоминает аркан, наброшенный на центр города, и состоит из кольца (что
сделано впервые в токийском и вообще в японском метро) и радиуса,
идущего от Токийского муниципалитета на северо-запад, в спальный район
Нэрима. Эта линия соединила все 23 района Токио!
Токийское метро
не только красиво, но и фантастически удобно. Например, на схемах
указаны номера вагонов, из которых удобнее всего выходить, если вам
нужно совершить переход на другую линию. Названия остановок объявляются
на японском и английском языках, кроме того, каждый вагон снабжен
электронным табло, в котором сможет разобраться даже человек, не знающий
ни одного иностранного языка.
Метро в Шанхае - одно из самых
молодых в мире. Первая линия была здесь открыта в 1995 году. О бурных
темпах строительства можно судить по тому, что сегодня протяженность
метро в Шанхае составляет уже 107,8 км. Но на этом город не собирается
останавливаться. За ближайшие 5 лет в Шанхае должно быть построено еще 8
новых линий метро - всего около 300 км подземных путей сообщения.
Каждая станция шанхайского метро имеет два уровня (наверху кассы,
магазинчики, турникеты, внизу перрон) и несколько выходов (на узловых
станциях их количество может доходить до десяти и более). Вагоны
шанхайского метро оборудованы ЖК-мониторами, транслирующими рекламные
ролики без звука. А еще в метро Шанхая очень легко простудиться. Дело в
том, что в залах и на перроне температура воздуха достигает 35 градусов,
а в вагонах благодаря стараниям мощнейших кондиционеров она не
поднимается выше 15.
Сеульская подземка также довольно молода.
Строительство метро в столице Южной Кореи началось в 1970 году, а первая
линия приняла пассажиров в августе 1974 года. Сейчас здесь уже восемь
действующих линий и ведется строительство девятой. Без метро огромный
мегаполис, которым является Сеул, наверное, оказался бы просто
парализован. Ежедневно столичная подземка перевозит около 4 млн
пассажиров. Станции сеульского метро оформлены весьма затейливо: здесь
есть фонтаны, аквариумы с причудливыми рыбками, множество плакатов и
фотографий местных знаменитостей. Кроме того, метро Сеула оснащено по
последнему слову техники: лифты, табло, телемониторы, транслирующие
видеоклипы и популярные телесериалы, - всего этого в сеульской подземке в
избытке. Так что пассажирам, едущим из одного конца города в другой в
течение 3 часов, есть чем заняться.
Самое глубокое метро в мире
было построено в Пхеньяне, столице Северной Кореи. Средняя глубина
залегания его тоннелей составляет 120 м, а в некоторых местах пути
ныряют под землю аж на 150 м. Это метро по своему оформлению очень
помпезно и полностью подчинено идеологии. И в вестибюлях, и на
платформах доминируют майолика, мозаика, позолота, радостно рапортующие о
процветании коммунистического режима. Более того, в каждом вагоне метро
можно увидеть портреты политических лидеров. А вот рекламы в
пхеньянском метро, наоборот, днем с огнем не сыщешь - в стране развитого
коммунизма этот "двигатель торговли" как-то не приживается. Зато
авторам этой подземки принадлежит самая оригинальная система подсветки
эскалаторов: светильники вмонтированы не в потолок и не в стены, а
непосредственно в их "тело".
А вот Гонконг может похвастаться первым в мире полностью автоматизированным метро. Здесь поездами управляют не
машинисты, а специальные компьютеры. Это метро предельно технократично:
повсюду хромированные поверхности, гладкие стены, зеркала, плазменные
экраны, электронные указатели. Любопытно, что над атмосферой, царящей в
метро Гонконга, работают не только дизайнеры, но и психологи.
Так,
в этом году на 19 центральных станциях были установлены специальные
терминалы - "измерители счастья". С их помощью любой пассажир может дать
оценку своему настроению под землей - от 1 балла до 10. В конце каждого
дня компьютеры обрабатывают полученную информацию и выдают "средний
индекс счастья по метро", который выводится на информационные табло в
вагонах, а также размещается на официальном сайте метрополитена.
Любопытно, что уровень счастья не опускался ниже 7,5 баллов, однако
гонконгский метрополитен считает это достижение недостаточным. В
амбициозных планах руководства подземки - твердая "десятка".
|