Газета "Наш Мир" br>
Межконфессиональный диалог и сотрудничество предполагают элементарную
вежливость и способность поздравлять друг друга. Так почему изо всех
христианских конфессий только католики в этом году сформулировали
серьёзное послание в честь Ураза-байрамf? Об этом размышляет культуролог
Джаннат Сергей Маркус, специализирующийся на диалоге цивилизаций, один
из организаторов и участников первой в истории России и СНГ
исламо-католической конференции «Ислам и христианство: на пути к
диалогу», проведённой Советом муфтиев России и митрополитом Тадеушем
Кондрусевичем в Москве в 2005 году.
Лишь Второй Ватиканский cобор дал новый взгляд христиан на Ислам
Человек, далёкий от проблем истории религии, удивится: а что в этом
особенного? Разве это не обычная практика – поздравлять соседа с его
праздником, будь он семейным или общественным? Оказывается – нет.
Представьте себе человека, с детства впитавшего «романтику крестовых
походов» через книги и кино: разве он сможет хоть как-то по-доброму
отнестись к мусульманину? К сожалению, многовековые навыки вражды всё
ещё огромны и тяжестью своею давят и на нас в 21 веке. Учёные называют
это «наследием трайбализма (психологией племенного уровня)»,
«средневековым языком вражды».
Так вот – среди всех направлений в христианстве именно католики ныне
стараются взглянуть на Ислам не так, как их предки в Средние века – не
ради «измены предкам». Но во имя истины. Как же это случилось?
Точка отсчёта здесь – 21 по счёту Вселенский собор, вошедший в историю
под названием Второго Ватиканского собора (1961-1965 гг.). Он стал
крупнейшим событием 20 века не только для католиков, но и для всего
мира, ибо на нём были сформулированы (а затем стали действовать!) новые
принципы отношения христиан ко многим вопросам современности – от
истории религии до новинок технологий и новшеств в политике. От вопросов
о том, справедливо ли было преследовать Галилея и Коперника, враждебно
относиться к цыганам, евреям и мусульманам – до проблем капитализма и
социального неравенства…
На Втором Ватиканском cоборе в течение пяти лет собирались и работали
над документами несколько сотен католических богословов со всего мира.
Они впервые в истории христианства сформулировали не
негативно-осуждающие, как было принято в Средние века, но диалогичные по
сути концепции отношения к авраамическим религиям: к Иудаизму и к
Исламу. Подчеркнём: лишь в 20 веке среди всех христиан только католики в
своих взглядах на Ислам перешли от средневекового «языка вражды» к
«языку диалога». Такого не сделала ни одна из христианских церквей или
общин!
Где же прочитать об этом?
Главным документом, зафиксировавшим эту перемену, стал обязательный для
всех католиков мира документ – он называется Декларация об отношении к
нехристианским религиям «Nostra Aetate» (по латыни сокращённо NA, в
переводе «Наши времена…», это первые слова текста). Третий раздел
Декларации излагает новый взгляд на Ислам – так было положено начало
диалогу между двумя мировыми религиями – впервые за 1400 лет после
возникновения Ислама. В чём же суть перемен? Ватикан осудил практику
«крестовых походов», дал позитивную характеристику исламского вероучения
и призвал к поиску общих основ в наследии праотца Авраама (мусульмане
именуют его пророком Ибрахимом), а также к совместным социальным
проектам.
Ведущий в России историк исламо-христианского диалога Алексей Журавский
не преувеличивает, когда пишет, что «впервые за 14 веков сосуществования
двух религий Церковь официально высказалась в позитивном плане о
мусульманах, признавая их особый религиозный статус. Католическая печать
уподобила изменение позиции церкви по отношению к Исламу
«коперниковскому повороту». Это сравнение не покажется преувеличенным,
если учесть, что ещё в конце 1950-х годов энциклика Пия XII «Fidei
Donum» (1957 г.) расценивала распространение Ислама в Африке как «угрозу
для Церкви», а четырёхтомная «История католических миссий»
рассматривала его растущую активность как бедствие, сравнимое разве что с
коммунизмом».
Итак, новый доктринальный текст Собора гласил: «Церковь с уважением
относится и к мусульманам, которые поклоняются Единому Богу, Живому и
Сущему, Милосердному и Всемогущему, Творцу неба и земли, который говорил
людям. Они всем существом своим стремятся подчиниться Его сокрытым
предписаниям, как подчинился Богу Авраам, к которому мусульманская вера
охотно себя возводит. Они, хотя и не признают Христа Богом, почитают Его
как пророка; они чтят и Его непорочную матерь Марию, иногда
благоговейно взывая к Ней. Сверх того они чают Судного дня, когда Бог
воздаст всем воскресшим людям. Поэтому они высоко ценят нравственную
жизнь и прославляют Бога, особенно - молитвой, милостыней и постом.
Хотя в течение веков между христианами и мусульманами не раз возникали
раздоры и вражда, Святой Собор призывает всех забыть прошлое и искренне
стремиться к взаимопониманию, к защите и осуществлению на благо всего
человечества общественной справедливости, моральных ценностей, мира и
свободы».
Декларация принята – но жизнь сложна и вносит коррективы
Духовный прорыв, закреплённый в Декларации, с одной стороны, привёл к
важнейшим переменам, к сближению католиков с мусульманами. По этому пути
вели свою паству папы Римские Павел VI и Иоанн Павел II. Но при этом
выявилась и сила противодействия – ведь отнюдь не все хотели
отказываться от стереотипов прошлого. В первых заявлениях нового папы
Бенедикта XVI многие услышали чуть ли не возврат к вековой конфронтации.
Однако, недавно были предприняты заново усилия, чтобы путь к
взаимопониманию, который проложил Второй Ватиканский собор, был
открытым. Установлен прямой контакт с университетом Аль-Азхар в Каире,
представляющим традицию суннитского Ислама.
Плодом этого нового драматичного усилия стал и предлагаемый вашему
вниманию текст официального Приветствия в честь Рамадана, где каждое
слово взвешено, как на весах крупицы золота. Прежде чем вы ознакомитесь с
ним, позвольте с горечью заметить, что нам в России так не хватает
подобной же серьёзной проработки в отношении Ислама со стороны наших
сограждан православных и протестантских конфессий, от Русской
православной церкви Московского патриархата, старообрядческих церквей –
до церквей евангелического направления. Нет смысла призывать копировать
католиков, но очевидно, что всем нам нужно встречное духовное усилие.
Мусульмане к этому готовы давно, изначально. Ибо аят 136 из 2 суры
Корана повелевает нам заявлять: «Мы веруем в Бога и в ниспосланное нам
откровение, в ниспосланное Аврааму, Измаилу, Исааку, Иакову и коленам, в
полученное Моисеем и Иисусом - в полученное всеми пророками от Господа
их, не делая меж ними различия». И ещё сказано (смысл): «Воистину,
верующие в [Коран], иудеи, сабеи и христиане, всякий, кто верует в Бога и
Судный день, верша добрые деяния, - о них не должно тревожиться, и не
знать им печали (5:69)».
Справедливо сказано на исходе трагического 20 века: «без диалога религий
не будет диалога цивилизаций, а без диалога цивилизаций не будет мира
на земле». В применении к нашей стране, как и ко всем странам СНГ, всё
более очевидным становится, что без подлинного диалога Ислама и
Христианства в России и в государствах СНГ просто нет будущего.
|