Газета "Наш Мир" br> 
 
 
  Незаметно подошло к концу это жаркое и неспокойное лето, пролетело 1 
сентября с нарядными детьми, идущими в школу. Кто-то пошел в первый 
класс, кто-то в последний. Кто-то остался учиться дома, но не потому, 
что так хотел. Просто по-другому пока нельзя.  
Сейчас ведется много разговоров об инклюзивном образовании детей с 
инвалидностью, т.е. обучении в школе со здоровыми детьми. 
Разрабатываются проекты, готовят школы, учителей. Заручаются согласием 
родителей. В нашем городе организация инвалидов даже проводила 
мастер-классы по совместному обучению детей.  
Наверное, для кого-то это хорошо и приемлемо, но не ново. Всегда 
можно было учиться в обычной школе всем, кто мог до нее дойти. Я не 
могла... 
В трехлетнем возрасте, после эпидемии полиомиелита, ходить я 
перестала. Первые четыре класса я проучилась в санатории. Колясок в то 
время не было, и все обучение происходило лежа на кровати. Мою первую 
учительницу звали Людмила Николаевна. В палате нас лежало человек 15, 
все разного возраста, ей приходилось подходить к каждому, чтобы 
объяснить материал и проверить заданное "на дом". Схалтурить было 
нельзя.  
К концу четвертого класса стараниями врачей и своими, я стала 
передвигаться с помощью костылей, но к этому времени лечение и 
пребывание в детском санатории в связи с возрастом уже заканчивалось. 
Перед моей мамой встал вопрос, что делать со мной дальше, оставить ли 
дома на домашнем обучении или найти подходящий интернат.  
Мама воспитывала нас с братом одна, и, соответственно, ей приходилось
 работать. А поскольку в нашу самостоятельность она не верила, то 
решение приняла в пользу интерната.  
В то далекое советское время в СССР "не было инвалидов" и, увы, не в
 каждом городе было хотя бы одно заведение для них, где можно было бы 
продолжить обучение. В органах здравоохранения маме выдали для меня 
путевку в интернат, который находился в Саратовской области.  
Мне было 11, уезжать далеко и надолго не очень хотелось, но вопрос 
был решенный. Так я оказалась в районном поселке под названием Базарный 
Карабулак. Местность была сельская, отдаленная от города, добираться 
было сложно и тяжело.  
Интернат оказался одноэтажным кирпичным зданием с минимальным 
количеством удобств. Однако в детстве на такие мелочи, как, например, 
отсутствие горячей воды, внимания не обращаешь. Зато не было преград в 
виде лестниц, и можно было самостоятельно передвигаться по всему зданию. 
По собравшимся там детям можно было изучать географию Советского 
Союза. Все мы были с заболеванием опорно-двигательного аппарата, кто-то
 после перенесенного полиомиелита, кто-то с ДЦП, некоторые после травм. 
Многие могли передвигаться только на колясках. 
Опыт проживания в коллективе у меня был, и через небольшое время я 
адаптировалась на новом месте. В комнате нас проживало десять 
человек,учились мы тоже вместе,только в классе у нас было еще несколько 
мальчиков. Занимались мы по обычной школьной программе.  
Наверное, у каждого были свои любимые предметы и любимые учителя, но 
все мы с удовольствием слушали учительницу литературы, Юлию Ивановну, 
которая в лицах изображала героев Гоголя. Почему-то это запомнилось 
особенно.  
Учились играть на музыкальных инструментах. Девочки, в основном, (и я
 в том числе) на баянах, а мальчики на гитарах. Почти все занимались 
фотографией, умели проявлять и печатать. У меня до сих пор сохранились 
эти старенькие любительские снимки.  
С помощью воспитателей (некоторые были не намного старше нас) 
готовились к праздникам. На Новый год своими силами шили костюмы и 
наряжали елку, летом нас вывозили на пикник, даже самых тяжело больных 
детей. Влюблялись, конфликтовали, бойкотировали нелюбимых воспитателей и
 подбрасывали им в сумки лягушек.  
Скучали по родителям и писали письма домой. Конечно, иногда угнетал 
избыток общения, свободное время, которое нечем было заполнить. 
Отвыкание от близких в подобной ситуации происходит неизбежно, и в этом,
 на мой взгляд, самый большой минус этих учреждений. Но именно там 
меня научили самостоятельности и ответственности и помогли поверить в 
собственные силы. Я не испытываю ностальгии по тому времени, и мне бы не
 хотелось туда вернуться, но своих учителей и одноклассников я помню до 
сих пор.  
Возвращаясь к разговору об инклюзивном образовании, нисколько не 
умаляя всех достоинств этого проекта, задаюсь вопросом: у многих ли 
родителей найдется столько сил и возможностей, чтобы ежедневно, 
преодолевая все препятствия в виде ступенек, лифтов и т.д., 
транспортировать свое любимое чадо в школу, какой бы приспособленной она
 не была? Не знаю. 
А я с теплом и благодарностью вспоминаю всех, кто окружал меня в то 
время, "когда деревья были большими". С появлением интернета через 
социальные сети я пытаюсь найти своих одноклассников, пока безуспешно. 
		
	  |