Газета "Наш Мир" br>
Незаметно подошло к концу это жаркое и неспокойное лето, пролетело 1
сентября с нарядными детьми, идущими в школу. Кто-то пошел в первый
класс, кто-то в последний. Кто-то остался учиться дома, но не потому,
что так хотел. Просто по-другому пока нельзя.
Сейчас ведется много разговоров об инклюзивном образовании детей с
инвалидностью, т.е. обучении в школе со здоровыми детьми.
Разрабатываются проекты, готовят школы, учителей. Заручаются согласием
родителей. В нашем городе организация инвалидов даже проводила
мастер-классы по совместному обучению детей.
Наверное, для кого-то это хорошо и приемлемо, но не ново. Всегда
можно было учиться в обычной школе всем, кто мог до нее дойти. Я не
могла...
В трехлетнем возрасте, после эпидемии полиомиелита, ходить я
перестала. Первые четыре класса я проучилась в санатории. Колясок в то
время не было, и все обучение происходило лежа на кровати. Мою первую
учительницу звали Людмила Николаевна. В палате нас лежало человек 15,
все разного возраста, ей приходилось подходить к каждому, чтобы
объяснить материал и проверить заданное "на дом". Схалтурить было
нельзя.
К концу четвертого класса стараниями врачей и своими, я стала
передвигаться с помощью костылей, но к этому времени лечение и
пребывание в детском санатории в связи с возрастом уже заканчивалось.
Перед моей мамой встал вопрос, что делать со мной дальше, оставить ли
дома на домашнем обучении или найти подходящий интернат.
Мама воспитывала нас с братом одна, и, соответственно, ей приходилось
работать. А поскольку в нашу самостоятельность она не верила, то
решение приняла в пользу интерната.
В то далекое советское время в СССР "не было инвалидов" и, увы, не в
каждом городе было хотя бы одно заведение для них, где можно было бы
продолжить обучение. В органах здравоохранения маме выдали для меня
путевку в интернат, который находился в Саратовской области.
Мне было 11, уезжать далеко и надолго не очень хотелось, но вопрос
был решенный. Так я оказалась в районном поселке под названием Базарный
Карабулак. Местность была сельская, отдаленная от города, добираться
было сложно и тяжело.
Интернат оказался одноэтажным кирпичным зданием с минимальным
количеством удобств. Однако в детстве на такие мелочи, как, например,
отсутствие горячей воды, внимания не обращаешь. Зато не было преград в
виде лестниц, и можно было самостоятельно передвигаться по всему зданию.
По собравшимся там детям можно было изучать географию Советского
Союза. Все мы были с заболеванием опорно-двигательного аппарата, кто-то
после перенесенного полиомиелита, кто-то с ДЦП, некоторые после травм.
Многие могли передвигаться только на колясках.
Опыт проживания в коллективе у меня был, и через небольшое время я
адаптировалась на новом месте. В комнате нас проживало десять
человек,учились мы тоже вместе,только в классе у нас было еще несколько
мальчиков. Занимались мы по обычной школьной программе.
Наверное, у каждого были свои любимые предметы и любимые учителя, но
все мы с удовольствием слушали учительницу литературы, Юлию Ивановну,
которая в лицах изображала героев Гоголя. Почему-то это запомнилось
особенно.
Учились играть на музыкальных инструментах. Девочки, в основном, (и я
в том числе) на баянах, а мальчики на гитарах. Почти все занимались
фотографией, умели проявлять и печатать. У меня до сих пор сохранились
эти старенькие любительские снимки.
С помощью воспитателей (некоторые были не намного старше нас)
готовились к праздникам. На Новый год своими силами шили костюмы и
наряжали елку, летом нас вывозили на пикник, даже самых тяжело больных
детей. Влюблялись, конфликтовали, бойкотировали нелюбимых воспитателей и
подбрасывали им в сумки лягушек.
Скучали по родителям и писали письма домой. Конечно, иногда угнетал
избыток общения, свободное время, которое нечем было заполнить.
Отвыкание от близких в подобной ситуации происходит неизбежно, и в этом,
на мой взгляд, самый большой минус этих учреждений. Но именно там
меня научили самостоятельности и ответственности и помогли поверить в
собственные силы. Я не испытываю ностальгии по тому времени, и мне бы не
хотелось туда вернуться, но своих учителей и одноклассников я помню до
сих пор.
Возвращаясь к разговору об инклюзивном образовании, нисколько не
умаляя всех достоинств этого проекта, задаюсь вопросом: у многих ли
родителей найдется столько сил и возможностей, чтобы ежедневно,
преодолевая все препятствия в виде ступенек, лифтов и т.д.,
транспортировать свое любимое чадо в школу, какой бы приспособленной она
не была? Не знаю.
А я с теплом и благодарностью вспоминаю всех, кто окружал меня в то
время, "когда деревья были большими". С появлением интернета через
социальные сети я пытаюсь найти своих одноклассников, пока безуспешно.
|