Газета "Наш Мир" br>Достоинства мобильного складного дома кочевников, способного сохранять тепло в морозы и прохладу в жаркие дни, уже давно оценили на Западе. Юрты ставят во Франции, Швейцарии, Болгарии и других странах. Причем за рубежом среди фирм, производящих юрты, идет жесткая конкуренция.
Кому нужны юрты?
Если раньше, в советское время, передвижные круглые дома из войлока и переплетенного тальника ставили геологи, чабаны, предприятия торговли и пионерские лагеря, то теперь их в основном используют для бизнеса: служат они в качестве помещений под кафе, кымызхану, магазины, кемпинги, гостевые дома и даже бани. Приобретают, как оказалось, это мобильное жилище также и для быстрого возведения временных аварийных лагерей в сейсмоопасных районах. Помимо прочего в последнее время наметилась еще одна тенденция среди отечественных олигархов: юрты стали преподносить в качестве подарков на различные юбилеи — как своим, так и гостям из дальних стран.
Впрочем, раньше, опять же в советское время, в нашей стране была своего рода многолетняя традиция: юрту устанавливали и на похоронах. Но сейчас ее частично заменили военной палаткой, поскольку последняя непромокаема, вместительна, да и собрать ее не составляет труда.
Тем не менее ответить на вопрос, какова сегодня ежегодная потребность в юртах, никто толком не может — их производством занимаются частники. В прежние времена спрос превышал 20 тысяч штук в год, в 60—70-е годы это дело было под патронажем Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности, а первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев лично курировал сей процесс. Именно тогда и появился полностью механизированный Уштобинский юртостроительный комбинат. Однако после распада СССР завод был практически уничтожен. Правда, несколько лет тому назад местный предприниматель взялся за возрождение этой уникальной фабрики.
Между тем буряты и монголы превратили производство юрт в довольно-таки выгодный бизнес. Так, житель Улан-Удэ, генеральный директор компании «Восток — Запад» Андрей Осипов вложил полмиллиона рублей в этот проект. В первый — 2005-й — год юрты принесли бизнесмену не больше одного миллиона рублей, в 2006 году обороты компании по этому направлению составили уже около десяти миллионов рублей.
Цена вопроса
Как оказалось, повышенный спрос на юрты возникает весной, когда страна дружно празднует Наурыз, в это время проводятся корпоративные сабантуи и т.п. Правда, многие предпочитают брать их напрокат. Оно и немудрено: юрты отечественного производства стоят недешево. К примеру, аренда шестиканатной юрты на студии «Казахфильм» обойдется в 30 тысяч тенге в сутки, а восьмиканатной — в 40 тысяч. У частников цены варьируются от 20 до 100 тысяч тенге за сутки. Все зависит от внешнего состояния юрты, ее вместимости, внутреннего убранства, а также аппетитов хозяев.
А если решитесь купить, придется раскошелиться. Стоимость шестиканатной юрты заводского производства (комплекта) колеблется от 280 до 900 тысяч тенге, восьмиканатной — от 900 000 до 1 500 000 тенге, 12-канатной — от 1 800 000 тенге до 2 400 000, 16-канатной — от 2 400 000 тенге и выше. Добавьте к этому дополнительные материалы — арканы, шнуры и ленты (в случае необходимости) плюс внутреннее убранство, которое также обойдется вам в довольно звонкую копеечку. К примеру, кииз для пола для 12-канатной юрты стоит примерно 120 — 200 тысяч тенге, ковры-тускиизы (для 12-канатной необходимое их количество в среднем составляет десять штук) — от 30 до 50 тысяч тенге и т.д. За отдельную плату могут предложить деревянную утварь и мебель, к примеру, сандык (сундук для вещей), тосекагаш (кровать) и т.д.
Дороже всего, конечно, юрта ручной работы, на заказ. Но, поверьте, если вы хотите настоящее национальное жилище казахов-кочевников, а не «фанерное», произведенное в промышленных масштабах, то оно того стоит. Цены договорные, все зависит от размеров кошелька заказчика и его желаний.
Впрочем, можно найти более дешевый, бюджетный вариант: псевдоюрту Made in China (точнее, из провинции Синьцзян). Их изготавливают из металлических конструкций, покрывают синтетическими тряпочными материалами, а оловянные двери украшают красными узорами, нанесенными красным распылителем. Такую «красоту» можно приобрести примерно за $1 000. Собрать подобный передвижной дом не составляет особого труда: его можно установить за час втроем или даже вдвоем. Только вот прослужит он всего два или три сезона, тогда как традиционные войлочные юрты могут согревать не одно поколение при надлежащем уходе. К тому же за экологичность жилья никто не ручается. Из чего оно изготовлено, известно одному лишь богу и самим китайцам.
Интернет не помог
Сборка и оформление юрт в целом дело нехитрое. Но, как выяснилось, найти среди местных мастера, способного сделать это, непросто. Один мой знакомый решил расширить свой бизнес — купить девять 12-канатных юрт и открыть летний ресторан в национальном стиле недалеко от города Талгара. Но поскольку юрты отечественного производства были ему не по карману, он решил прикупить их у казахов, проживающих в СУАР (Китай). $27 000 плюс таможенные пошлины $5 000 — и ровно через три недели юрты были у него.
Правда, радости они не вызвали. Во-первых, они оказались очень старыми: уыки были самодельные и кривые, местами сгнившие, а большая часть войлока и вовсе съедена молью. В общем, пришлось ему дополнительно раскошеливаться: докупать войлочное покрытие, арканы, шнуры, ленты, строгать самостоятельно уыки, еще часть денег пошла на внутреннее убранство.
Ко всему прочему выяснилось, что местные казахи почти полностью утратили навыки строительства традиционного национального жилища. Бизнесмену пришлось даже прибегнуть к помощи Интернета. Однако по указанным в объявлениях телефонам отвечали коротко: «Извините, подобные услуги мы не оказываем».
В конечном итоге кто-то из родственников посоветовал моему знакомому обратиться к соседу, казаху-оралману из Китая. Тот оказался докой в этом деле. Правда, разовая «консультация» стоила недешево — 15 тысяч тенге за день. В первые сутки под его руководством удалось поставить три юрты, на следующий день решили справиться самостоятельно, но тут выяснилось, что местные рабочие ни бум-бум в этом искусстве. Пришлось доплачивать (на сей раз сговорились на сумме 30 000 тенге) и заканчивать сборку и оформление всех юрт уже под «чутким» руководством все того же мастера-оралмана.
Кстати, это не единственный случай, с которым мне пришлось столкнуться: к сборке юрты приходилось привлекать наших соотечественников из Монголии, Китая или Узбекистана, поскольку среди местного люда достаточно трудно найти человека, знающего это дело. Есть над чем призадуматься — возможно, для кого-то это станет дополнительным источником дохода. А тем, кто намерен купить юрту, советуем занести этот пункт в смету расходов.
|