Газета "Наш Мир" br>Гамаль Абдель Насер (1918-1970) - один из основателей в 1958 г. конфедеративной Объединенной Арабской Республики (ОАР) и с 1954 г. - руководитель Египта, составной части ОАР. Он не только выдвинул идею федеративного или конфедеративного объединения всех арабских стран, противодействующих империализму, но и активно стал воплощать её в жизнь.
Следует заметить, что несмотря на неудачи ОАР в борьбе с израильской агрессией, ещё при Насере появилась реальная возможность включения в это государство Ливии, где осенью 1969-го победила революция, лидер которой Муаммар Каддафи, поныне поддерживает идею общеарабского единства. Но расширение ОАР тогда так и не состоялось…
Тем не менее, месяц июль в Ливии с 1971-го официально называется «Насер». Именно в июле 1952-го офицеры во главе с полковниками М. Нагибом и Г.А. Насером свергли в Египте монархический прозападный режим короля Фарука.
Г.А. Насер страдал многими недугами, и официальная версия его кончины – сердечная недостаточность в сочетании с обострением диабета. Впрочем, по воспоминаниям бывшего министра здравоохранения СССР Евгения Чазова, это могло быть и удавшееся покушение. Как свидетельствует Е.Чазов, курировавший лечение Насера как в Барвихе и Цхалтубо, так и в Египте, «во время моего отъезда из Каира в 1969-м мне было не по себе. Кто-то мною весьма живо интересовался. И, как выяснилось, не только мною… Уезжая в последний раз с лечения в СССР к себе в Каир, выглядел он (Насер. – А.Б.) хорошо, и беды ничего не предвещало. Когда же он вернулся в Египет, скончался скоропостижно. Все гадали о причине смерти. С академиком Лукомским, с которым мы консультировали Насера во время его пребывания в Барвихе, мы обсуждали причины этой смерти, не исключая… возможного покушения. Что было легко сделать, учитывая состояние его сердечно-сосудистой системы. Потом появилось сообщение одного агентства, утверждавшее, что личный врач Насера, проводивший массаж, был агентом «Моссада» и втирал мази, которые вызвали внезапную остановку сердца (эта версия обозначена и в книге А.А. Агарышева «Насер». Серия «Жизнь замечательных людей», М., «Молодая Гвардия», 1979. - А.Б.). Как показали последующие события, смерть Насера обозначила ключевую веху в истории Египта».
По сей день многие эксперты полагают, что Насер был насильственно убран с политической сцены.
И, прежде всего, для того, чтобы воспрепятствовать восстановлению ОАР: еще в 1961-м Сирия вышла из конфедерации, которая с тех пор «ограничивалась» Египтом. Кроме того, планировалось якобы привести к власти в Каире пусть даже антиизраильские, но такие силы, которые никогда впредь не «реанимируют» ни идеологию, ни политику Объединенной Арабской республики. И которые всё дальше отдалялись бы от СССР и Китая. Что ж, последовавшие после Насера события в Египте и Палестине показали, что упомянутые цели – достигнуты…
Руководителя Египта называли на Западе и в арабских странах египетским Сталиным, де Голлем, Франко - и, надо сказать, небезосновательно. Да, уже в первые годы его правления была запрещена компартия Египта (одна из наиболее влиятельных в арабских странах, переориентировавшаяся в конце 1960-х на Китай). Но именно при Насере в Египте созидалось экономически и политически суверенное государство, которое, в частности, эффективно противостояло попыткам западных компаний и банков снова «овладеть» экономикой и внешней торговлей Египта - как это было в 1920-начале 1950-х гг.
Летом 1956 г., когда «насеровский» Египет национализировал Суэцкий канал, принадлежавший британско-французской администрации, премьер Великобритании Энтони Иден заметил, что с Насером начинается новая эпоха в арабском мире. И что он, как личность и политик, вполне сможет возглавить общеарабское антизападное движение от Магриба (Северная Африка) до берегов Индийского океана. Эту точку зрения разделяли и в проамериканских «нефтегазовых» монархиях Аравийского полуострова. Именно поэтому наиболее финансово-экономически мощные арабские страны почти не помогали Египту-ОАР ни в их борьбе с агрессиями Израиля, ни в преодолении последствий этих агрессий.
Между тем, когда СССР официально пригрозил Великобритании, Франции и Израилю осенью 1956-го ответными военными действиями, если эти страны не прекратят совместную агрессию против Египта, она прекратилась, напомним, буквально через трое суток после начала. С тех пор СССР стал основным союзником Египта и в дальнейшем ОАР. Но в 1967 г. новая, более разрушительная израильская агрессия уже не вызвала столь же решительную реакцию со стороны Москвы. Это было обусловлено как «внутрисоветскими» социально-экономическими причинами, так и долговременным курсом брежневского руководства, а именно, прогрессирующим снабжением Запада советским нефтегазовым сырьем по низким ценам (в «пику» созданной в 1960-м Организации стран-экспортеров нефти). Считалось, что это, ко всему прочему, значительно уменьшит количество очагов прямой военно-политической конфронтации между СССР и странами НАТО.
Хотя СССР оказывал в середине и второй половине 1960-х весьма существенную военную и экономическую помощь Египту, при жизни Насера заставить Израиль вывести его оккупационные войска с восточного берега Суэцкого канала и с Синайского полуострова, захваченных в 1967-м, не удалось. Причем СССР в тот период уже не накладывал вето на фактически произраильские резолюции Совбеза ООН, принимаемые, опять же, под давлением со стороны США.
Такое поведение сверхдержав привело к тому, что многие арабские страны-сторонники идей Насера и расширения ОАР «охладели» к Египту.
Впрочем, упомянутая революция в Ливии в сентябре 1969-го создавала вполне реальную перспективу как расширения ОАР, так и большего арабского давления на Израиль. Ведь Ливия была и остается крупнейшим производителем и экспортером нефти и газа, в том числе в западные страны. А ее лидер М. Каддафи ещё в 1969-м выступил за создание межарабской конфедерации. Но Советский Союз только после кончины Насера, точнее, через 3 года после Ливийской революции решился на существенную экономико-политическую поддержку Ливии.
Многие арабские аналитики утверждают, что на рубеже 1960-1970 гг. в советском руководстве опасались создания мощного общеарабского государства. И, прежде всего, потому, что не были уверены в его просоветской ориентации. Именно поэтому «ливийский этап» развития-расширения ОАР не состоялся. А «спокойная» реакция СССР на свержение в первой половине и середине 1960-х проамериканскими силами влиятельных антизападных и, можно сказать, просоветски настроенных руководителей Конго (П. Лумумба), Индонезии (Сукарно), Алжира (Бен Белла), Ганы (Кв. Нкрума) и Гайаны (Ч. Джаган), видимо, окончательно убедила Насера в несбыточности его планов и по расширению ОАР, и по более тесному сотрудничеству с Москвой. Естественно, всё это не могло не сказаться на его здоровье.
…Что касается самой кончины, то до сих пор, как уже говорилось, выдвигаются версии, что уход Насера ускорили его личные врачи, связанные с Израилем и Западом. А в последние годы в арабских СМИ появилась еще более невероятная информация о тайном приговоре-ритуале умерщвления, совершенном израильскими каббалистами в середине сентября 1970-го, что и стало якобы причиной смерти Гамаля Абдэль Насера. На этой версии наиболее активно настаивает египетский политолог и этнограф Ахмед Хамед. Он ссылается «и на откровения раввина Бениху Шмуэля. По утверждению которого, в соответствующей «церемонии» по Насеру принимали участие трое каббалистов, в том числе недавно скончавшийся Ицхак Кадури из Иерусалима. И уже через неделю 52-летний Насер скончался». В этой связи, влиятельная египетская газета «Аль-масри», хотя и сомневается в подлинности такой версии, но «...возмущена благостными интонациями, с которыми в ряде израильских СМИ ныне рассказывается о той же версии». Кстати, те же израильские СМИ отмечают, что «Насер был идеологом антисионизма и призывал «сбросить евреев в море».
Резонно предположить, что Гамаль Абдель Насер пал жертвой заговора, но вопросов здесь значительно больше, чем ответов…
|