Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Когда 47-летний сингапурец шри-ланскийского происхождения Фазал
Бахардин был успешным и состоятельным топ-менеджером в
телекоммуникационной сфере, еда быстрого приготовления была традиционным
элементом его багажа. Ведь многие отели, где он останавливался, не
предлагали постояльцам халяльного питания. В комнатах не было указателей
на Мекку для намаза, персонал не мог ответить на вопросы
гостей-мусульман.
«Я провел половину жизни в отелях и самолетах, - говорит Фазал. - Однако
будучи мусульманином, я постоянно разочаровывался в туристической
индустрии и отелях, неспособных предоставить нужные услуги. Вы не
знаете, во сколько здесь намаз, где направление Мекки, вы не можете
найти халяльной еды».
Но теперь халяльный туризм набирает популярность, а спрос на
соответствующие Исламу товары и услуги простирается за пределы продуктов
питания и беспроцентных финансовых инструментов. По словам Фазала,
покинувшего свой пост в крупной телекоммуникационной компании в 2006 г.,
чтобы создать свой собственный халяльный туристический бизнес, сектор
исламского туризма в течение 2 лет будет оцениваться в 100 млрд.
долларов ежегодно.
Фирма Фазала Crescentrating Pte Ltd – единственная в мире, котирующая
мировые отели по степени их дружественности туристам-мусульманам.
Онлайновое туристическое агентство www.crescentrating.com также
предоставляет туры, соответствующие Исламу.
Эксперт по туризму Йео Сью Хун рассказал, что сейчас существует реальный
спрос на халяльные туристические услуги, главным образом со стороны
туристов из Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. «Возьмите Индонезию –
один из самых быстрорастущих экспортных рынков Азии, и это главный
источник туристов, приезжающих в Сингапур», - говорит Йео, руководящая
тематическим веб-сайтом www.webintravel.com.
«Правительственная служба Австралии по туризму также предоставляет
путеводитель по халяльным ресторанам в силу растущего количества
туристов из мусульманских стран», - добавляет она.
Глава расположенной в Бангкоке Pacific Asia Travel Association (PATA)
Грег Даффелл говорит, что внушительное мусульманское население Китая –
еще один источник туристической выручки. «Теперь уже многие поставщики
модифицируют свои продукты под халяльные стандарты, - поясняет Даффелл. -
Эта тенденция началась несколько лет назад. С тех пор рестораны и
курорты в Сингапуре, Таиланде и Вьетнаме тоже начали адаптировать свои
стандарты».
«В отелях сейчас появилось больше халяльных ресторанов, больше молитвенных помещений, особенно в аэропортах».
Рейтинговая система Crescentrating ранжирует мировые отели по степени
доступности халяльной еды, молитвенных помещений, ковриков для намаза и
т.д., а также по степени недоступности запрещенных вещей, таких как
алкоголь и «взрослые» телеканалы.
Рейтинг 1 дается отелю, не предлагающему таких условий для мусульман, но
сотрудники которого способны ответить на вопросы, возникающие у
гостей-мусульман. Рейтинг 2 дается отелю, который предоставляет своим
гостям путеводитель по местным халяльным ресторанам, даже если на
территории этого отеля халяльного ресторана нет.
Наивысшие рейтинги 6 и 7 даются отелям, не предлагающим гостям алкоголя,
дискотек, «взрослого» ТВ или фильмов, не подлежащих семейному
просмотру. В этих отелях все предлагаемые продукты питания и напитки
должны быть халяльными.
Во всем мире только один отель имеет рейтинг 7 – дубайский Al Jawhara
Garden Hotel. Три саудовских отеля и один отель в ЮАР имеют рейтинг 6.
По словам Фазала, мировой продовольственный рынок халяль ежегодно оценивается в 600-650 млрд. долларов.
Тем временем, сектор исламских финансовых услуг в мире процветает –
мусульмане стремятся выбирать инвестиции, одобряемые их религий, а в
период глобального финансового кризиса исламский финансовый сектор
привлек к себе и немусульман. «Осознание важности халяля быстро
распространяется за пределы еды и финансов», - говорит Фазал.
Туристы-мусульмане обеспечивают 7-8% мировой туристической выручки,
составляющей 930 млрд долларов (по итогам 2009 г.), как говорит Фазал.
Crescentrating также собирается присвоить рейтинги халяльности паркам
развлечений, круизным лайнерам, торговым центрам и медицинским
учреждениям.
|