Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Стремительно развивающийся Китай постоянно находится в центре
внимания международных экспертов. В том числе, естественно, и военных. В
последнее время особо пристальное внимание обращается на возможности
флота КНР, в первую очередь - подводного и авианосного (см.
"Известия" от 29 сентября 2010 г. - "Сила и скромность Китая").
Озабоченность растущей активностью Китая выразил также в недавнем
интервью ИТАР-ТАСС главком ВМФ России Владимир Высоцкий.
Флот,
будучи самым сложнымв техническом отношении видом вооруженных сил,
долгое время оставался наиболее слабым компонентом
Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Однако в последние два
десятилетия он развивается форсированными темпами. Руководство страны
ставит перед флотом очень важные задачи. Во-первых, это способность
обеспечить захват Тайваня. Во-вторых, обеспечить бесперебойную доставку
сырья (в первую очередь - нефти) из Африки и Персидского залива, а
также добычу нефти на шельфах морей, прилегающих к Китаю. В-третьих,
обеспечить защиту своего побережья. Понятно, что даже военно-морские
силы США, не говоря уже о ком-то другом, не будут высаживать десант на
побережье КНР, поскольку такой десант заведомо обречен на полное
уничтожение в боях против бесконечно превосходящих сухопутных войск
китайской армии. Гораздо более серьезные опасения руководства Китая
вызывает способность ВМС и ВВС США нанести удары с помощью
высокоточного оружия по объектам "новойэкономики" страны, построенным за
годы реформ. Более 80% современныхпредприятий, олицетворяющих китайское
экономическое чудо, находятся в прибрежной зоне, т.е. очень уязвимы
перед ударом с морских направлений. Соответственно, военно-морские силы
КНР должны вынести линию обороны как можно дальше в океан.
Для
эффективного решения этих задач китайскому военному флоту необходимо,
по замыслам военно-политического руководства страны, пройти три этапа
развития. На первом этапе он должен обеспечить благоприятный
оперативный режимв пределах "первой цепи островов" (от японских островов
Рюкю до Филиппин), на втором - в пределах "второй цепи островов" (от
Курильской гряды через Марианские острова до Новой Гвинеи), на третьем -
свободно действовать в любой точке Мирового океана.Появление хотя бы
одного авианосца позволит военно-морским силам Китая обеспечить себе
благоприятный оперативный режим в пределах "второй цепи островов",
включая Сахалин, Курилы и Камчатку
Военно-морские силы КНР
разделены на 3 оперативных флота - Северный, Восточный и Южный. В
составе ВМС НОАК сегодня числятся: 5 атомных подводных крейсеров с
баллистическими ракетами (1 - пр. 092 и 4 - пр. 094), 8 атомных
подводных лодок (4 - пр. 091, 4 - пр. 093), 60 дизельных подлодок, 28
эсминцев, 52 фрегата, 83 ракетных катера, 77 сторожевых катеров, 22
тральщика, 84 десантных корабля. По количеству атомных подводных
крейсеров и атомных подводных лодок военно-морские силы НОАК занимают
третье место в мире (после США и России), по количеству эсминцев -
также третье (после США и Японии), по количеству дизельных подводных
лодок, фрегатов, ракетных катеров, десантных кораблей - первое место в
мире. Особенно велико преимущество Китая в дизельных подлодках (для
сравнения: занимающая второе место КНДР имеет их 22, Россия, Индия и
Япония - по 16).
Достаточно велика (вторая в мире после
американской) морская авиация, которая включает 50 бомбардировщиков,
132 истребителя и штурмовика, 15 самолетов-разведчиков, 3 заправщика,
66 транспортных самолетов, 95 боевых вертолетов.
Морская пехота
военно-морских сил НОАК сегодня насчитывает примерно 10 тысяч человек.
Она включает 2 бригады; обе подчинены Южному флоту. Морские пехотинцы
выполняют функции гарнизона Парасельских островов, которые Китай
захватил у Южного Вьетнама в начале 70-х. При этом в сухопутных войсках
есть своя морская пехота, гораздо более мощная, чем в ВМС.
Новые
военные корабли КНР строятся, как правило, малыми сериями в первую
очередь с целью отработки новых технологий. Однако строительство их
может быть развернуто в гораздо более широких масштабах. Но и уже
имеющиеся корабли представляют собой весьма значительную боевую силу.
Например, эсминцы пр. 956, созданные для борьбы с надводными целями, или
корабли собственной постройки пр. 052С, предназначение которых -
обеспечивать противовоздушную оборону корабельных соединений. Для этого
они оснащены российской зенитной ракетной системой "Риф" (морской
вариант С-300) и многофункциональной боевой системой, подобной
американской системе "Иджис".
Недавно был введен в строй первый в
КНР десантно-вертолетный корабль. Сегодня это крупнейший корабль
китайского военного флота водоизмещением 20 тыс. тонн. Он несет до 800
морских пехотинцев и 50 единиц бронетехники, которые могут
перебрасываться с корабля на берег с помощью четырех имеющихся на борту
десантных катеров на воздушной подушке и четырех вертолетов. Он уже
побывал у берегов Сомали, участвуя в борьбе с пиратами.
Наконец,
важнейшим фактором "проецирования силы" и благоприятного для Пекина
решения проблемы Тайваня является создание авианосцев. В начале 90-х за
28 млн долларов (при "стандартных" ценах в несколько миллиардов), т.е.,
по сути, даром, КНР приобрела на Украине недостроенный авианосец
"Варяг", который в ближайшее время будет введен в состав военно-морских
сил НОАК под названием "Ши Лянь". Интересно, что при закупке было
заявлено: "Варяг" будет переделан в плавучее казино. Также на Украине
был приобретен прототип российского палубного истребителя Су-33. Россия
отказалась продавать Китаю такие самолеты, опасаясь копирования. В
Китае этот прототип, известный как Т-10К, уже скопирован под названием
J-15.
Наличие авианосцев и больших десантных кораблей даст
военно-морским силам КНР принципиально новые возможности. Сначала в
борьбе за Тайвань, а затем и для операций в Мировом океане. Тем более
что поглощение Тайваня привело бы к резкому росту мощи Китая и
установлению им контроля над морскими коммуникациями в западной части
Тихого океана и над Юго-Восточной Азией. В этом случае Китай прорвал бы
"островной барьер", протянувшийся вдоль его побережья, и его военный
флот сразу бы вышел на океанский простор. КНР уже готовится к этому
прорыву, поскольку в ее флоте быстро растет доля кораблей океанской зоны
за счет уменьшения количества кораблей и катеров, предназначенных для
действийвблизи своего побережья. Появление хотя бы одного авианосца
позволит военно-морским силам Китая обеспечить себе благоприятный
оперативный режим в пределах "второй цепи островов", включая Сахалин,
Курилы и Камчатку.
|