Газета "Наш Мир" br> Невольно возникает удивительное ощущение схожести между Михаилом Горбачевым и Бараком Обамой – по крайней мере в том, что касается Афганистана. Заняв должность Генерального секретаря Коммунистической партии Советского Союза, Горбачев примерно через год пришел к осознанию того, что СССР должен прекратить свою интервенцию в Афганистане, положить конец увеличивающимся людским и материальным потерям, а также отказаться от надежд наиболее радикальных афганских коммунистов и самых догматичных советских руководителей на то, что эта страна может стать образцовой "народной демократией".
Читая выдержки из последней монографии Боба Вудворда (Bob Woodward) "Obama’s Wars" (Войны Обамы), постоянно наталкиваешься на мысль о том, что президент, унаследовавший афганский конфликт, ищет стратегию ухода, которая позволит Соединенным Штатам претендовать на определенный успех, и в то же время не разорит американскую экономику и не усилит и без того мощную нагрузку на армию. Возможно, Афганистан станет последним грандиозным американским проектом национально-государственного строительства. Учитывая потребность в "экспорте безопасности" (это термин Дерека Реверона (Derek Reveron)) в многочисленные части нашей планеты, где государства слишком слабы или сталкиваются с проблемами, которыми могут воспользоваться стремящиеся нанести нам ущерб группировки, мы можем оказаться под бременем огромного множества задач, напоминающих нашу десятилетнюю миссию в Колумбии.
В декабре администрация приступит к анализу вариантов своих действий в Афганистане. Но уже сейчас звучат заявления (среди них высказывания министра обороны Роберта Гейтса) о том, что нам следует ожидать лишь косметических, незначительных корректировок в афганской стратегии, но не полномасштабного ее пересмотра. А из-за океана звучат и более откровенные высказывания. Британский генерал-лейтенант Ник Паркер (Nick Parker), являющийся заместителем командующего Международными силами содействия безопасности (International Security Assistance Force) генерала Дэвида Петреуса, так сказал о начале вывода войск, назначенном администрацией Обамы на июль 2011 года: "Вполне разумно провести там некое сокращение сил, хотя я бы предположил, что оно будет не столь значительным, как считают некоторые". Это говорит о том, что афганская миссия будет продолжена и во время возможного второго президентского срока Обамы. Британцы считают, что до 2015 года им оттуда не уйти, и поэтому вполне вероятно, что американцы могут остаться в Афганистане даже после 2018 года. Однако, если Обама решит радикально изменить подходы США, то, учитывая его нынешние трудности в отношениях с правительством Хамида Карзая, ему придется согласиться на "вариант Наджибуллы".
Горбачев предпочел коммунистическому доктринеру Бабраку Кармалю Мухаммеда Наджибуллу, который возглавлял секретную полицию Афганистана (Служба государственной информации). Наджибулла приступил к ликвидации ряда идеологических черт коммунистического государства и молча согласился с усилением роли ислама, пытаясь ограничить рост поддержки моджахедам. Что самое важное, Горбачев предоставил Наджибулле огневую мощь и тыловую поддержку, чтобы тот усилил режим своей власти. Наджибулла удержался у власти и после ухода советских войск в начале 1989 года. Вполне возможно, что он сохранил бы свою власть и далее, если бы с распадом Советского Союза в 1991 году снабжение и поддержка со стороны Москвы не прекратились. Конечно, в нынешней ситуации есть существенные отличия. Первое и самое главное – готовой и ждущей своего часа фигуры нового "Наджибуллы" нет и не предвидится. Карзай, в отличие от Кармаля, вряд ли уйдет тихо и спокойно – а если США усилят давление, он вполне способен осуществить свою угрозу и объединиться с талибами. Кроме того, администрация США не может санкционировать ту жестокую тактику, которую использовал Наджибулла в целях сохранения власти – особенно в рамках нынешней противоповстанческой стратегии, подчеркивающей необходимость защиты населения (а не применения силы в целях его устрашения).
Итак, у администрации Обамы, видимо, нет той альтернативной стратегии ухода, которая ей нужна – стратегии, позволяющей вывести войска из Афганистана, прекратить прямое участие США в афганской войне, оставить после себя "дружественный режим" и показать в 2012 году электорату, что "свет в конце афганского тоннеля" есть. Поэтому у администрации остается лишь два варианта, причем оба весьма непривлекательны с политической точки зрения. Либо она в полной мере соглашается на стратегию наращивания сил и средств в афганской войне, для реализации которой и достижения весомых результатов может понадобиться четыре года; либо решает прекратить американское участие в этой войне, чтобы остановить кровопролитие. И пока неясно, смогут ли прийти к какому-то согласию по данному вопросу политики и представители ведомства национальной безопасности в команде президента
|