Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Выборы парламента Киргизии принесли сенсацию. Партии победителей
апрельской революции в целом проиграли. Напротив, бенефициариями
избирательной кампании оказались те, кто ассоциируется с "бывшими", либо
оставались незаметными во время бурных событий весны-лета.
Итак, победителем стала партия "Ата-Журт" - 8,63 %, 28 мандатов. За
ней идут СДПК - 8,08 %, 27 мандатов, "Ар-Намыс" - 7,4 %, 23 мандата,
"Республика" - 7,08 %, 22 мандата, "Ата-Мекен" - 5,81 %, 20 мандатов.
Все цифры приблизительные и могут немного измениться в ту или иную
сторону. Примечательно, что никто не набрал и десяти процентов. Все
партии идут с минимальным отрывом друг от друга.
"Ата-Журт" - партия "бывших", ее опора - Юг республики, где сильны
пробакиевские настроения. Конечно, напрямую команда Бакиева в
избирательные списки "Ата-Журт" не вошла. Но возьмем первые пять мест.
Заглавным номером идет Мыктыбек Абдылдаев, бывший генеральный прокурор
при Акаеве и руководитель администрации президента при Бакиеве. Вторым -
Камчыбек Ташиев, глава МЧС тогда же, ставший известным благодаря фразе:
"Если русские, узбеки или турки скажут, что они наравне с киргизами или
выше их, - государство развалится". Третьим - Ахматбек Келдибеков,
экс-председатель государственной налоговой службы, двоюродный брат
Марата Султанова, министра финансов при Бакиеве. Пятым - Нариман Тюлев,
мэр столицы при Бакиеве.
Всю кампанию "Ата-Журт" вела чуть ли не на грани фола, допуская
резкие националистические высказывания. Буквально накануне выборов ее
офис в Бишкеке подвергся разгрому, когда по телевидению показали
высказывания одного из ее лидеров на митинге, проходившем на Юге, где он
фактически оправдывал бывшего президента. В ответ родственники погибших
в апреле ворвались в штаб-квартиру партии. Вплоть до сентября
подвергался судебным преследованиям Нариман Тюлев - относительно
популярный бывший глава Бишкека.
Успех "Ата-Журт" говорит сразу о нескольких вещах. Во-первых, о
консолидации Юга, который боится оказаться в маргинальном положении в
нынешней ситуации. Во-вторых, о быстро упавшей популярности победителей
апрельской революции. В-третьих, о клановой сплоченности киргизской
элиты.
Конечно "атажуртовцы" - это не люди Бакиева в самом прямом смысле
слова. Тот же Абдылдаев в свое время ушел от бывшего президента со
скандалом. Скорее, это люди, имеющие или имевшие с Бакиевым и его кланом
общие интересы.
Тут стоит напомнить, что в списках всех ведущих партий на первых
позициях находились люди, так или иначе сотрудничавшие с Бакиевым. В той
же СДПК - партии Розы Отунбаевой - состоит лидером Алмазбек Атамбаев,
работавший премьером в бакиевские времена. Лидер "Республики" Бабанов
работал в 2009-м вице-премьером. Феликс Кулов тоже был премьером в
начале бакиевского правления, а глава "Ата-Мекен" Омурбек Текебаев
занимал в то время должность спикера парламента. Более того, многие из
кандидатов всех партий занимали высокие посты еще при Акаеве.
Так что главные различия между партиями - не идеологические, а
клановые. Каждая партия представляет собой объединение людей вокруг
конкретной фигуры или клана с общими экономическими интересами. Тот
факт, что ни одна партия не набрала даже 9 % голосов, говорит о том, что
в головах избирателей царит хаос и у них нет четких предпочтений.
Сделать выбор из 29 партий им было нелегко. Также это говорит о том, что
все политические силы довольно похожи друг на друга и не отражают
интересов крупных групп населения.
К партиям, вышедшим из временного правительства первого состава,
принадлежат СДПК и "Ата-Мекен", две другие партии членов этого
правительства, а именно "Ак-Шумкар" Темира Сариева и БЭК Азимбека
Бекназарова, не преодолели проходной барьер. В совокупности СДПК и
"Ата-Мекен" не набирают половины голосов в парламенте. Таким образом, им
придется либо уйти в оппозицию, либо договариваться с "третьей силой" -
"Ар-Намыс" Феликса Кулова и (или) "Республикой" Омурбека Бабанова. Если
им не удастся договориться, то объединяющей силой выступит
оппозиционный "Ата-Журт".
О Феликсе Кулове в преддверии выборов часто говорили как о человеке,
могущем возглавить правительство. В пользу этого говорило и то, что с
ним единственным встретился Дмитрий Медведев. Даже получив лишь третий
результат, он вполне может претендовать на премьерский пост при
известных компромиссах. На стороне аксакала киргизской политики -
огромный опыт, широкая известность. Против - относительная усталость от
его имени, провальное наследие первого премьерства, когда Кулов не смог
выстроить отношений ни с депутатами, ни с президентом.
Омурбек Бабанов - сравнительно молодой бизнесмен, поднявшийся на
торговле нефтепродуктами, и ставший главным открытием прошедшей
кампании. Он очень амбициозен, имеет небольшой опыт работы в
правительстве, и также претендует на самые высокие посты. На руках у
Кулова и Бабанова все козыри, и они могут вести беспроигрышную игру,
тогда как СДПК и "Ата-Мекен" вынуждены будут торговаться и идти на
всяческие уступки. Но не будем гадать о том, какая коалиция все-таки
сложится в итоге, благо в ближайшие дни мы о ней узнаем. В любом случае
это будет союз не идей и программ, а личностей и конкретных интересов.
Республика живет по новой конституции. Эта конституция далеко не
идеальна. Хотя принято считать, что отныне Кыргызстан стал парламентской
республикой, это неверно. Скорее, он представляет собой пример
президентско-парламентской республики по образцу Франции, Польши или
Литвы. А это очень опасно для стран с неустоявшейся политической
системой, у которых нет традиций компромисса и взаимных уступок между
партиями.
Полномочия президента в конституции обозначены весьма расплывчато.
Временный президент Роза Отунбаева (она будет им до 2012 года), в случае
затягивания переговоров о коалиции, или в случае сильных разногласий
между партиями в последующее время, всегда может испытать соблазн
вмешаться и начать свою игру. То же самое касается того президента,
который будет избран на шесть лет в 2011 году.
Нет никакой уверенности в том, что нынешняя конституция республики не
подвергнется переделу уже в следующем году. Ее нынешний текст носит
сильный отпечаток той чрезвычайной обстановки, в которой она
принималась. Это обусловило отчасти ее декларативность в ущерб
конкретности, отчасти излишнюю детализацию прав оппозиции.
С уверенностью можно сказать, что в ближайшие полгода-год Кыргызстан
ожидает продолжение повышенной политической активности. Скорее всего,
некоторое успокоение наступит только после выборов президента в
следующем году.
|