Газета "Наш Мир" br>В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи,
но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как
в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая
фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных
побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый
принц – глупым и алчным. Очень смущает странный персонаж, которого
можно увидеть во всех фильмах про Шрека – сказочный
мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели отразить чувство
толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя по всему, американцы
очень гордятся. И эту ценную установку Голливуд хочет привить детям всего
мира. С начала 90-х и по сей день отечественное детское кино
и мультипликация переживают серьёзный кризис. Основная причина –
отсутствие финансирования, что не позволило своевременно перейти
на использование новых инновационных технологий. А это значит,
мы начинаем терять своего юного зрителя. Речь идёт не о кассовых
сборах, а о сфере сознания, о традиционном советско-русском
ценностно-моральном поле. Подрастающее поколение не воспринимает
чёрно-белое кино и уже с трудом воспринимает изображение
в формате 2D. Оно воспитывается в пришедшей из Голливуда
3D-системе информационного воздействия и предпочитает старым советским
мультфильмам современные, красочные, компьютерные. И это постмодернистский
выбор – выбор формы передачи информации более реалистичной и, как
шутили юмористы, «легко усвояемой»! Но самое главное – это
то ценностное содержание детских сказок, которые преподносит нам
голливудская и диснеевская кино- и мультипликационная
поточно-конвейерная индустрия. Рассмотрим один из таких популярных
американских мультфильмов.
Рыночная сделка вместо подвига
История зелённого огра Шрека, экранизированная Голливудом в виде
полнометражного мультфильма, на протяжении почти 10 лет приковывает
к себе внимание детей и многих взрослых всего мира. Фильм снят
по мотивам детской сказки «Шрек» американского писателя У. Стейга,
изданной в 1990 г. Надо отметить, что голливудское прочтение книги,
как это часто бывает, весьма отличается от оригинала. Поэтому
в данной статье речь пойдёт именно о голливудской интерпретации
«Шрека».
Главной функцией, предназначением любой сказки, фольклорной или авторской,
является воспитание и социализация подрастающего поколения. Она была
придумана нашими предками, чтобы в доступной форме донести до ребёнка
правила и ценности жизни общества, выработанные в процессе
исторического развития народов.
Тысячелетней историей сказок в культурном опыте человечества закреплено
представление о добре, зле и их персонификациях. Традиционно
в сказках народов мира силы добра – это, во-первых, жертвы
какого-либо рода несправедливости: наиболее беззащитные и уязвимые,
хрупкие и нежные создания – небольшие зверьки (как правило,
травоядные), дети или девушки и т. д., которые попадают в беду
по чьему-то злому умыслу; во-вторых, их защитники – отважные
благородные богатыри, рыцари, принцы и т. д.; в-третьих, помощники
жертв несправедливости, униженных и угнетённых – звери, птицы, добрые
феи, волшебники.
Зло – это, во-первых, всякого рода нечисть, имеющая мало сходства
с человеком. Самым ярким представителем этого рода негативных персонажей
является дракон (Тугарин-змей, Змей-Горыныч). Во-вторых, асоциальные
элементы – разбойники, пираты. В-третьих, представители сильных мира
сего – короли/цари и королевы/царицы (последние, как правило, злые
мачехи). Вспомним также, что и Кощей Бессмертный тоже относился
к этой категории, нося царский титул. И наконец, злые волшебники
и волшебницы, которые могут выступать в сказке в качестве
главной отрицательной силы или быть чьим-то помощниками.
В «Шреке» присутствуют все эти традиционные сказочные персонажи,
но их функции прямо противоположны мировой сказочной традиции. Как
в известной песне «стало чёрное – белым, белое – чёрным». Добрая
фея оказывается коварной интриганкой, которая стремится из корыстных
побуждений женить своего сына на принцессе; её сын – красивый
принц – глупым и алчным. Кот в сапогах до знакомства
с главным героем Шреком вообще работает... киллером! Зато злой дракон
оказывается драконихой, к тому же весьма симпатичной и очень
любвеобильной!
Очень смущает странный персонаж, которого можно увидеть во всех фильмах
про Шрека – крупный мужчина-трансвестит. Вероятно, тем самым авторы хотели
отразить чувство толерантности к секс-меньшинствам, которым, судя
по всему, американцы очень гордятся. И эту ценную установку Голливуд
хочет привить детям всего мира!
Когда птичку не жалко
Главный герой фильма Шрек – злой и грубый великан-огр, мизантроп,
ненавидящий также животных, живущий на болоте. Мотивацией его подвигов
становится не зов сердца, не благородные побуждения – нет,
а типичная рыночная проблема – земельный вопрос, возникший
в связи с притязаниями короля на его участок.
Нельзя не сказать несколько слов и о самом монархе –
карлике-садисте. Желая жениться на прекрасной принцессе, он заключает
сделку с огром – последний спасает девушку из лап дракона,
а в обмен получает своё болото. Всё чётко – рыночная сделка
вместо подвига! И король, и Шрек считают такую систему отношений
приемлемой и естественной. Таковы правила сказок эпохи современного
капитализма!
Примечательно, что знакомство с королём начинается с подземелья его
замка, в котором палач пытает пряничного мальчика, окуная его
в горячее молоко! Но это же сказка для современных детей,
поэтому, чтобы они не успели испугаться и посочувствовать несчастному
мучному мученику – в ход идёт шутка. Пряничный мальчик,
у которого король отломил ножки, кричит: «Только не трогайте
пуговицы – они из глазури!». Эффект – смех в зрительном
зале. И это был детский смех над несчастным сказочным, но живым
существом, который подвергался пытке! Но это не единичный пример.
Смерть отца принцессы – жабьего короля (кстати, положительного персонажа)
превращается в какой-то фарс, предсмертная агония представлена
в качестве смешных кривляний амфибии с выпучиванием глаз,
высовыванием языка! Из фильма в фильм повторяется красочный эпизод,
когда принцесса Фиона состязается в пении с птицей, берёт очень
высокую ноту, под воздействием этих звуков несчастное пернатое
надувается и... от него остаются только лапки и облачко дыма.
Но птичку не жалко – в зрительном зале звучит детский смех!
Всё снова превращено в шутку. Создатели фильма вполне осознанно
программируют именно такую реакцию у аудитории на жестокость.
Теперь о принцессе Фионе. Голливуд предложил свою версию царевны-лягушки.
Сделав принцессу дочерью царя-жабы, У. Стейг наложил на героиню своей
книги классическое сказочное заклятие «Днём царевна, ночью – урод»,
то есть огр! Далее предлагается традиционный сюжет – принцесса
томится в пещере дракона, её должен спасти храбрый принц
(в данном случае, король), поцеловать и снять тем самым заклятие.
Но в «Шреке» всё происходит диаметрально противоположно! Принцессу
спасает наёмный огр, которому она впоследствии и отдаёт своё сердце.
За что Фиона полюбила Шрека?
Но за какие же качества принцесса Фиона полюбила Шрека?
Не за освобождение из лап дракона, поскольку принцесса была
намеренно заточена в пещеру, чтобы появился принц-герой, который
пробудил бы своим подвигом в ней чувства и снял бы
с несчастной злые чары. Шрек объяснил принцессе, что она – условие
сделки с королём. Не за силу и доблесть. Когда
на Шрека, Фиону и их спутников, Осла и Кота в Сапогах
нападают в лесу разбойники, именно принцесса, прекрасно владеющая приёмами
восточных единоборств, спасает всю свою мужскую компанию.
Не за хорошие манеры – Шрек груб с принцессой
и невоспитан.
За что же? Судя по всему, за то, что он родственная
раса, он – огр! Огровские порядки гораздо ближе принцессе – она
любит, как и Шрек, похрустеть запеченной крысой, надувать жаб и змей
по образу воздушных шариков. Поэтому когда решается мировоззренческий
выбор принцессы – быть человеком и выйти замуж за короля или
остаться с грубым, неотёсанным огром – она предпочтёт
последнее.
Зрители аплодируют! Уточним, огры – это страшные существа, которые наводят
ужас на всё живое и не брезгуют человеческим мясом. Вспомним:
излюбленный коктейль Шрека украшает в качестве вишенки человеческий глаз!
Вообще, настораживает то обстоятельство, что немногочисленные человеческие
персонажи в этом многосерийном мультфильме (за исключением, пожалуй,
матери Фионы) даже не просто отрицательные – они – главные
злодеи, угрожающие жизни всего сказочного сообщества (король, принц,
Румпельштильцхен)!
Так какие же ценности воспитывает в ребёнке эта сказка? Какой
жизненный выбор он должен сделать? Быть огром или человеком?
Аморальное «воспитание»
В первых трёх сериях, увы, в действиях и поступках главного
героя мало чего гуманистического и созидательно-поучительного.
Но в вышедшей недавно в прокат четвёртой части «Шрек навсегда»
прослеживаются некоторые изменения в идейной концепции фильма. На сей
раз главный герой Шрек становится перед выбором – кем быть – злым
огром, которого все боятся или же принять правила человеческого общежития.
После сложных испытаний, Шрек делает выбор в пользу второго. Причём этот
мировоозренческий выбор не ограничивается принятием человеческих семейных
ценностей и дружеских отношений, у Шрека появляется гражданская
позиция! Он предстаёт в совершенно не свойственном ему ранее
качестве – в роли революционера, борца за права не только
своего народа – огров, но и всего сказочного сообщества,
попавшего под гнёт тирана Румпельштильцхена. Причём здесь перед Шреком будет
стоять ещё один выбор – личное счастье и спасение собственной жизни
или же победа в борьбе с монархом-поработителем! И опять
наш герой принимает благородное решение – умереть во имя спасения
общего дела! Прекрасное превращение свершилось: огр стал человеком –
любящим отцом и мужем, другом, гражданином своей сказочной страны!
Но всё же трудно сказать, что последний фильм анимационной эпопеи
«Шрек», в корне меняет всю идейную концепцию фильма. Смысловая инверсия
сказочных персонажей, а значит и традиционных ценностей, которые они
выражают, так и осталась. На дне рождения детей Шрека праздничный
торт готовят сказочный мужчина-трансвестит и волк в чепчике съеденной
им бабушки. А главного героя выводят из состояния душевного
равновесия вполне безобидные в нашем, повторюсь, традиционном
представлении персонажи – три поросёнка, которые съели абсолютно всё
угощение для гостей и один очень наглый мальчик, который просил своего
отца заставить Шрека издать рычание огра. Причём этот ребёнок совершенно
не подвергается в мультфильме никакому осуждению за своё весьма
неучтивое поведение по отношению к взрослым. Отец мальчика готов
любым путём удовлетворить его каприз... Такое поведение Голливуд, вероятно,
считает образцовым. Может быть, это чувство толерантности к ребёнку,
но если говорить с точки зрения здравого смысла, это воспевание
аморальности. Ведь этот фильм предназначен для детей!
Интересен и финал фильма. Злодей Румпельштильцхен пойман и томится
в клетке, а на его глазах был убит его любимец
и единственный друг – гусь, который никому ничего плохого,
в отличие от своего хозяина, не сделал! Казнь совершила главная
положительная героиня принцесса Фиона, взяв ноту запредельной частоты,
от чего несчастную птицу разорвало! Маленькие огрята, дети Фионы
и Шрека, были в восторге! После чего все сказочные существа стали
прыгать, валяться на радостях в грязи... Словом, «хэппи энд»!
Как же не хочется, чтобы наши дети прошли через систему
воспитательных уроков Голливуда. Не хочется, чтобы и наши русские
поучительные добрые сказки проходили через голливудско-диснеевский конвейер,
а этот процесс, увы, начался... Но рынок выдвигает жёсткие правила
конкуренции, а нашему детскому кино и мультипликации, увы, нечего
противопоставить. Хочется грустно констатировать «Сказка ложь,
да в ней намёк, добрым молодцам урок»...
|