Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Память — одна из психических функций и видов умственной
деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить
информацию. Благодаря памяти мы используем в
повседневной жизни свой собственный эксперимент и эксперимент предыдущих
поколений. Можно ли как-то улучшить ее? От чего она зависит? Попробуем
ответить на эти вопросы. Память кратковременная и долговременная Память
бывает двух видов - кратковременная, или оперативная, и долговременная.
Студенты в тоже самое время сессии ухитряются за ночь «затолкать» в
свою память большое количество сведений, которые улетучиваются сразу
потом экзамена. Больные с так называемой старческой забывчивостью в
мельчайших подробностях помнят события, происходившие в раннем детстве
или множество лет вспять, вот всего лишь не в силах удержать в голове
то, что было полчаса вспять. Билл Гейтс хранит сотни кодов созданного им программного языкаВозможности памяти безграничны. Считается, что взрослый человек может запомнить от двадцати до ста тысяч слов. Есть
люди, обладающие феноменальной памятью. Александр Македонский помнил
имена всех своих воинов. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу
логарифмов. Моцарту довольно было услышать музыкальное произведение
единственный раз, чтобы исполнить его и записать на бумаге. Прослушав
«Мизерере» Аллегри (в 9 частях), он сумел по памяти записать всю
партитуру этого произведения, которая сохранялась Ватиканом в тайне. При
втором прослушивании Моцарт обнаружил в своей записи всего несколько
неверных нот. Такой же музыкальной памятью обладал и Сергей Рахманинов.
Дирижер Артуро Тосканини помнил каждую ноту из 400 партитур. Уинстон
Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Доминик О`Брайен из
Великобритании сумел запомнить расположение перетасованных карт одной
колоды за 38 секунд. Билл Гейтс хранит сотни кодов созданного им
программного языка. Человек начинает запоминать уже в утробе матери По
мнению ученых, память у человеческого плода начинает работать через 20
недель потом зачатия. Во время тестов через живот матери посылался
звуковой сигнал, который зародыш мог слышать; затем при помощи
ультразвукового сканнера проводилась проверка реакции. Выяснилось, что
зародыш реагирует на шум, слегка двигая телом или ногами. Правда, потом
пятого сигнала, он «привыкал» к повторяющемуся звуку и мог его
игнорировать. При повторном же посыле сигнала через 10 минут и более
того через сутки, зародыш без труда распознавал знакомый звук. Ученые
считают, что человек в принципе может вспомнить то, что с ним
происходило в утробе матери.
Память индивидуальна На память влияет много факторов.
Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то - что услышал. В таких
случаях говорят о зрительной или слуховой памяти. Лучше запоминается
предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В
состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи,
казалось бы, давно забытые. Очень важна мотивация. Человек, считающий
себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую
ситуацию, когда вопрос стоит о физическом выживании, запросто выучивает
язык. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Британские
ученые при помощи специального сканера исследовали лобную долю
головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у шоферов
такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у
таксистов значительно больше. Мало того, чем лучше водитель
ориентируется в городе, чем более кратким путем он может проехать из
одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При
этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто
распределяется по иному. Рассеянность – не признак плохой памятиС
плохой памятью нередко путают рассеянность. Но рассеянные люди по сути
просто погружены в свои мысли, их внимание как раз сконцентрировано, вот
всего лишь на чем-то ином, а бытовая информация им не интересна. Часто
за нарушения памяти принимается невнимательность, вызванная
переутомлением, последствиями болезни, а именно состоянием, в котором в
данный момент располагается человек. Ослаблению памяти препятствуют
запахи. Это объясняется соседством центра обоняния с «запоминающей»
зоной мозга. Острая реакция памяти на запахи, видимо, запрограммирована:
роль запахов в выживании древнего человека была очень велика. С возрастом память ухудшается не всегдаЖалобы
на плохую память учащаются потом 40 лет и тем более в пожилом возрасте.
На самом деле, это не совсем так. Просто по окончании активной учебы
отпадает надобность что-то заучивать, пропадает навык напрягать память, и
она «детренируется». Актеры, которым приходится учить новые роли всю
жизнь, и в старости справляются с длиннейшими текстами. Сейчас в
некоторых странах, к примеру, в Германии и США, все чаще люди, выйдя на
пенсию, поступают в университеты (обычно на гуманитарные факультеты),
вполне успешно занимаются и сдают экзамены наравне с юными
однокурсниками. Умение забывать Все помнить невозможно. Умение забывать имеет большое значение в выживании людей. Мозг
должен освобождаться от ненужного груза впечатлений и сведений. Память
как бы сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации.
При этом старая информация не исчезает бесследно, вот всего лишь
переходит из активной памяти в пассивную, откуда иногда ее удается
извлечь. Это замечательное свойство спасает многих людей в трагических
ситуациях. Память можно улучшить В большинстве
случаев память можно улучшить. Ранее считалось, что у взрослого человека
клетки мозга – нейроны - не делятся и постепенно отмирают. Но
оказалось, что это не так. Результаты последних исследований говорят о
том, что нейроны делится более того в 70-летнем возрасте. Причем,
размножающиеся клетки обнаружены в самых «думающих» участках мозга.
Сейчас ученые считаю, что возрастное ослабление памяти связано не
столько с физической гибелью нейронов, сколько с нарушением контактов
между ними. Вещества, помогающие установлению подобных контактов,
известны. Это прежде всего витамины С, Е, В6, В12, бета-каротин, жирные
кислоты, содержащиеся в лососе, тунце, сардинах, сельди, вытяжка из
растения гинкго билоба.
Впечатление, повторение и ассоциация Средний человек
применяет не больше десяти процентов врожденных возможностей своей
памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем
пользоваться естественными законами запоминания. А эти законы весьма
просты. Их три - впечатление, повторение и ассоциация. Итак, вы
хотите что-либо запомнить. Во-первых, для этого необходимо
сосредоточиться и получить впечатление, пользуясь для этого не всего
лишь зрение, вот всего лишь и слух, обоняние. Зрительное
впечатление самое прочное. Ведь нервы, ведущие от глаза к мозгу, в
двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог
запомнить последовательности своего выступления, когда пользовался
записями, вот всего лишь когда он бросил записи и для запоминания стал
пользоваться рисунками, все его трудности исчезли. Второй закон
памяти - повторение. Тысячи студентов-мусульман знают наизусть Коран -
книгу примерно такого же объема, как Новый завет. Им удается запомнить
ее главным образом за счет повторения. И, наконец, третий закон - ассоциации. Единственный способ надежно запомнить некий факт - это связать его с каким-либо другим. Тренировка памяти 1. Через 5-10 минут потом пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1. 2. Повторите
алфавит, придумывая на каждую букву слово. Если вы забыли какую-то
букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь. Здесь важен
темп. 3. Назовите двадцать мужских имен и столько же женских. 4. Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее. 5. Закройте глаза и сосчитайте до двадцати. 6. Можно
учить стихи. Главное – делать это постепенно и постоянно, регулярно
увеличивая объем заучиваемого текста. К тому же стихи должны нравиться
именно вам – если процесс заучивания будет проходить через силу, то
хорошего итога вряд ли удастся достичь. 7. Вспоминайте
прожитый день. Вечером, лежа перед сном в постели, нужно мысленно
прокрутить все события прошедшего дня, как кинопленку, причем в обратном
порядке – с вечера до утра. При этом необходимо постараться вспомнить
как можно больше деталей. Главное правило этого упражнения – нельзя
концентрироваться на негативе. Вспоминать события необходимо отстранено,
как бы наблюдая за ними со стороны. 8. Составляйте
ассоциации. Например, все мы в детстве запоминали радугу с помощью
фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», где первые буквы
каждого слова ассоциируюся с цветами самой радуги (красный, оранжевый,
желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Точно помимо этого можно
попытаться запоминать события, придавая им ассоциации. Например, в тоже
самое время чтения представьте себе, что идете по улице. Каждое слово –
это какая-то ее часть. Таким образом, разместив по маршруту, которым вы
типично ходите за хлебом, сведения, вы после их с легкостью вспомните.
Каждый раз для новой информации необходимо придумывать новые маршруты. Главное
– чтобы тренировки памяти приносили радость, а также чтобы вы
осознавали их восстребованность. Тогда в ближайший раз вам не придется
мучительно долго вспоминать имя того актера, который играл в фильме,
который вы всего лишь вчера посмотрели.
|