Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Этого следовало ожидать: в окружении Бенедикта XVI его четырехдневную
поездку по Британии восприняли как триумф. Как сообщают ветераны
"ватиканского пула" Роберт Микенз из Tablet и Ричард Оуэн из Times, в
папском самолете, вылетевшем 19 сентября из Бирмингема в Рим, царило
ликование. Там пили вино, радостно угощались макаронами и телятиной с
трюфелями, и каждый готов был свидетельствовать о том, что визит удался.
Он удался прежде всего потому, что Папе на сей раз удалось избежать
чреватых дипломатическими скандалами ляпсусов. В самолете с журналистами
он общался исключительно по-итальянски, опасаясь, как бы "ограниченный
английский" не сослужил ему дурную службу.
В ходе визита он избегал тем женского духовенства и гомосексуализма,
зато говорил о "стыде и унижении", которым подвергли Церковь
священники-педофилы. Папа даже встретился с пятью жертвами сексуального
насилия и впервые беседовал с активистами, защищающими их права.
В некоторых британских СМИ накануне визита господствовал критический
настрой. Масла в огонь подлил бывший президент Папского совета по
содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. В интервью
немецкому журналу Focus он заявил: "Англия сегодня – секулярная,
плюралистическая страна. Приземлившись в аэропорту Хитроу, можно решить,
что ты оказался в стране третьего мира. В Англии распространен
агрессивный атеизм". Ожидалось, что Каспер будет сопровождать Папу в его
поездке, но у кардинала разыгралась подагра, и он остался в Риме.
Отдельные журналисты сочли эту болезнь "дипломатической": таким образом,
писали они, Ватикан пытается "замять" потенциальный скандал.
Впрочем, и сам Папа коснулся темы "агрессивного атеизма", выступая
перед королевой в Эдинбурге. Он вспоминал свое детство, проведенное в
гитлеровской Германии, и объяснял нацистские зверства "неверием в Бога".
В ответ известный антиклерикал биолог Ричард Доукинз подготовил речь, с
которой он намеревался выступить на марше протеста в Лондоне 18
сентября. В своей речи Доукинз утверждал, что Гитлер был католиком – "во
всяком случае, не меньшим католиком, чем 5 миллионов так называемых
католиков в нашей стране". В итоге профессор выступил на митинге с
сокращенным вариантом спича, однако и полная версия успела стать
достоянием прессы.
Эндрю Браун из газеты Guardian жестко раскритиковал Доукинза,
напомнив ему, что в большинстве своем британские католики во время войны
выступали против Гитлера. Однако тема получила развитие в СМИ.
Журналисты поспешили напомнить Папе о фашистских режимах, пользовавшихся
полной поддержкой Католической Церкви в Словакии, Испании, Хорватии.
Избрав атеизм своей основной мишенью (о борьбе с ним Папа говорил и
на встрече с мусульманами и иудеями), Бенедикт XVI ступил на зыбкую
почву. Британские публицисты отмечают, что нацию разделяют вовсе не
разные религии, а отношение к религии как таковой, то есть вера и
неверие. И Папа Римский своими высказываниями никак не способствовал
примирению и взаимопониманию в британском обществе – напротив, еще раз
обозначил существующий конфликт.
Католическая газета Tablet отмечала, что в лондонском антипапском
митинге 18 сентября приняли участие всего 6 тыс. человек. Издание
ссылалось на официальную статистику лондонской полиции; при этом, по
оценке других изданий, акция протеста собрала от 10 до 15 тыс.
участников. Так или иначе, Tablet предлагает сопоставить эти цифры с
десятками тысяч людей на папской мессе в Гайд-парке или на мессе в
Бирмингеме, посвященной беатификации кардинала Джона Генри Ньюмена.
Сопоставить и сделать вывод, что враждебность британского общества в
отношении Папы – явное преувеличение.
В Британии Бенедикт XVI действительно не выглядел непробиваемым
"немецким танком" или "божьим ротвейлером", как его называли в бытность
префектом Конгрегации вероучения. Практически все издания пишут о
"добром дедушке" с мягкими манерами. Острые темы (противозачаточные
средства, гомосексуализм, женщины в Церкви) были отодвинуты на второй
план, однако это едва ли стоит считать заслугой Папы. На восприятие
визита скорее повлияли не произнесенные речи, а его антураж. Папский
кортеж, богослужения, выступление перед британскими политиками в
Вестминстер-холле, пафос встречи с архиепископом Кентерберийским Роуэном
Уильямсом – все это, как ни странно, произвело впечатление на
британцев, захватило их внимание.
"Большинство британцев вот уже несколько десятилетий безразлично к
организованной религии, – писала газета Guardian. – Однако Папе
достаточно и меньшинства, которое ради него собирается в толпы,
превосходящие потенциальную аудиторию любого политика или знаменитости".
Сравнивать численность протестующих и численность папской аудитории, в
общем, не вполне корректно. 10 тысяч антиклерикалов в Лондоне –
верхушка айсберга, инициативная часть индифферентного к религии
общества, которое визит Папы ни на шаг не приблизил ни к вере, ни к
Католической Церкви. СМИ отмечают, что еще ни в одной стране папский
визит не сопровождался столь серьезными акциями протеста.
"Католическая Церковь по-прежнему могла бы влиять и вдохновлять, –
говорилось в редакционной статье в той же Guardian. – Однако это не под
силу Церкви, пытающейся прикрывать насильников в своих рядах. Церкви,
чье учение относительно контрацепции, разводов и гомосексуальности
просто игнорируется обществом. Церкви, чьи общины "голосуют ногами":
посещаемость богослужений в Англии и Уэльсе сократилась на 40%,
количество церковных браков – на 25%, количество священников – на 25%.
Папа говорил в Вестминстер-холле, что религия обрела маргинальный
статус, но только ли "внешние враги" в этом виноваты? В ходе следующего
государственного визита Папе стоило бы меньше проповедовать и явить
больше смирения..."
|