Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Обращаясь к немецким мусульманам с утверждением, что он является и их президентом, глава германского государства Кристиан Вульф сказал, в общем-то, само собой разумеющуюся вещь, указывает еженедельник Die Zeit.
Это утверждает президент ФРГ в речи, произнесенной им по случаю 20-летия воссоединения Германии. Это - броская, но в то же время двусмысленная фраза. Ее можно понимать описательно, то есть как объективную констатацию факта. Однако ее можно истолковать и нормативно, то есть как призыв к выполнению благородной задачи. В первом случае просто утверждается, что в Германии есть приверженцы ислама. Во втором же подразумевается, что ислам является неотъемлемой частью немецкой культуры.
В своей речи Кристиан Вульф явно коснулся обоих аспектов. Обращаясь к немецким мусульманам с утверждением, что он является и их президентом, Вульф сказал, в общем-то, само собой разумеющуюся вещь. Утверждая, что если раньше только христианство и иудаизм были неотъемлемой частью немецкого общества, то сегодня это же можно сказать и об исламе, Вульф как бы указывает на существующую культурную взаимосвязь и при этом не совсем корректно размывает различия.
А это означало бы, что мы теперь живем не в условиях привычной нам христианско-иудейской культуры с ее давней традицией, а в условиях христанско-иудейско-мусульманской культуры. Да и далеко не все христиане, не говоря уже о евреях, согласятся с идеей такой взаимосвязи. По их мнению, такой культуры не существует. Возможно, когда-нибудь она и появится. Но пока следует осознавать и признавать различия и особенности обоих миров.