Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Турция по прежнему находится в поисках «новой формы взаимоотношений между государством и религией». В начале октября Управление по высшему образованию выпустило распоряжение, согласно которому преподавателям Стамбульского университета – крупнейшего в стране – запрещается отстранять от занятий студенток, которые пренебрегают запретом на ношение хиджаба.
Это важное решение стало очередным крутым поворотом в нынешнем политическом и правовом противостоянии между турецкими традиционалистами и секуляристами.
«Речь идет о моей свободе, я не понимаю, как может мой платок чем-то угрожать другим», - говорит 18-летняя первокурсница Гунгор в интервью Reuters.
Борьба религиозных и светских ценностей
В Турции, где живут 75 миллионов мусульман, споры вокруг хиджаба и других исламских символов являются лишь «вершиной айсберга» в многолетних дебатах по поводу национальной самобытности страны, которая пытается совместить религиозные традиции и современность, намереваясь прийти к своей давней цели стать участницей ЕС.
Три года назад попытка правящей происламской Партии справедливости и развития (АКР) отменить запрет хиджаба привела к политическому кризису и едва ли не запрещению партии конституционным судом за деятельность, которая якобы противоречит светским принципам государства.
Однако возникновение нового типа мусульман, занимающих активную религиозную и политическую позицию и сформировавших костяк АКР, требует смены старых представлений.
Оппоненты закона о запрете хиджаба утверждают, что он нарушает свободу личности и несовместим с принципами современной демократии.
Сторонники – в первую очередь судейский корпус и армия, которая всегда играла важную роль в политике страны, – убеждены, что запрет хиджаба, напротив, позволяет республике отстоять свои светские и демократические ценности.
«Турции необходимо найти новую форму взаимоотношений между государством и религией», - сказал турецкий эксперт Эргун Озбудун (Ergun Ozbudun) во время недавней встречи с послами ЕС в Турции.
Премьер-министр Реджеп Таип Эрдоган, который без проблем победил в сентябрьском референдуме о конституционных реформах и считается явным фаворитом на всеобщих выборах 2011 года, планирует не только принять новую конституцию, но и совершить перестановки в конституционном суде, где обычно доминируют судьи светских взглядов.
До недавнего решения Управления по высшему образованию девушкам из консервативных семей, чтобы их допустили к занятиям в ВУЗах, часто приходилось прятать платок под шляпой, либо вообще не ходить в университет.
С другой стороны студентки, придерживающиеся светских взглядов, теперь боятся, что закрепление в обществе консервативных принципов приведет к тому, что им придется надеть хиджаб и изменить свои привычки.
«Я не думаю, что нас заставят надевать платки здесь, в Стамбуле, но мне кажется, это вполне может произойти в большинстве университетов Анатолии», - говорит студентка Бегум Йылдыз (Begum Yildiz).
Другая девушка говорит, что многие ее подруги надевают хиджаб по настоянию родителей и снимают его только в университете, где можно «чувствовать себя свободно».
Один из ведущих политиков секуляристской Республиканской Народной Партии Мухаррем Инсе (Muharrem Ince) обвиняет АКР в попытках совершить «тихую исламскую революцию» и насадить религиозные обычаи не только в ВУЗах, но и во всем турецком обществе.
Церемония в хиджабах и без
Кроме того, в столице не смолкают толки вокруг предстоящего торжественного приема в связи с Днем республики.
Ежегодно 29 октября в президентском дворце проходят две отдельные церемонии – для гостей с женами в хиджабах, и тех, чьи супруги не следуют исламской традиции.
Хозяйкой обоих приемов обычно является супруга президента, которая сама носит платок.
В этом году было решено устроить одно общее торжество, поэтому пока неясно будут ли в нем участвовать высокопоставленные военные чиновники и политики светских взглядов.
В частности, Мухаррем Инсе говорит, что его партия собирается бойкотировать церемонию.