Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Общественный совет при Минобрнауки подвел первые итоги изучения
школьниками 4-х и 5-х классов экспериментального курса «Основы
религиозных культур и светской этики».
Почему рекомендовано не расширять границы эксперимента, в интервью
РИА Новости рассуждает член Общественного совета, руководитель
организации «Право ребенка», член Общественной палаты РФ Борис
АЛЬТШУЛЛЕР.
- Борис Львович, школьники уже две четверти изучают курс по основам
религиозных знаний и светской этики. Как проходит нововведение? К какому
заключению пришли члены Общественного совета?
- Есть вопросы и недочеты: жалобы на учебники и уровень подготовки
педагогов. Что вполне естественно - дело новое, а подготовка шла в
авральном режиме. Поэтому одна из главных рекомендаций Общественного
совета на основе той информации, какая нам была представлена, -
сохранить эксперимент в нынешних рамках. До сих пор в нем участвовали 19
регионов, будут добавлены еще два, поскольку по этому поводу уже есть
поручение президента. Дальше, мы полагаем, эксперимент расширять не
стоит. Потому что у нас пока нет информации по главному вопросу: как
сказалось введение нового курса на взаимоотношениях детей.
На заседании Общественного совета с докладами выступали главы
департаментов образования Вологодской области Елена Рябова и министр
образования и науки Красноярского края Вячеслав Башев. Это регионы -
участники эксперимента. Я поинтересовался, как они оценивают опыт
разделения детей по идеологическим мотивам, когда одни идут изучать
православие, другие - ислам. Мы задаемся целью воспитания толерантности,
а что на самом деле происходит, нет ли конфликтов? Вопрос восприняли с
пониманием, заметив, что, к счастью, ничего «такого» пока не было - как
говорится, бог миловал. Но опасность конфликтов осознается.
- Новый курс ввели в 19 регионах. Насколько похожи в них ситуации?
- Во многих регионах до 60% родителей и детей выбирают курс «Основы
светской этики» и около 20% - «Основы мировых религиозных культур».
Такая ситуация, к примеру, в Вологодской области, Красноярском крае.
Объяснение простое: эти предметы нейтральные, и родители делают свой
выбор, следуя принципу Гиппократа «не навреди».
Но есть регионы, которые выбиваются из общей картины. К примеру, в
Чеченской республике 20 645 детей выбрали курс «Основы исламской
культуры» и еще 73 ребенка - «Основы православной культуры», остальные
курсы никто не выбрал. Как справедливо заметил на заседании
Общественного совета Алексей Венедиктов (главный редактор радиостанции
«Эхо Москвы»), мы создаем культурное гетто. О какой единой стране в
таком случае можно говорить? Мы в данном случае чеченских детей в первую
очередь обделяем, потому что они других культур не будут знать. Но мы
же не Саудовская Аравия и не Иран!
И что происходит в этих классах, мы тоже не знаем.
Как сложились отношения с одноклассниками православных ребят в Чечне?
А как чувствует себя один в классе мусульманский ребенок в
Ставропольском крае, где 68% школьников выбрали «Основы православной
культуры»? Статистика по этому региону тоже сильно отличается от других.
Я помню, как несколько лет назад в Воронежской области ввели курс
«Основы православной культуры» у первоклассников. В одной из школ
преподавал священник в рясе, что вообще недопустимо. В классе учился
мальчик из протестантской семьи, которому родители сказали: эти уроки не
посещать, - так его стали избивать одноклассники.
Я счастлив, что курс не ввели в старшей школе, когда дети начинают
чаще конфликтовать и подавлять тех, кто слабее. Лично я не против самого
предмета: степень безграмотности по этому вопросу у нас колоссальная.
Другое дело, что остается актуальным вопрос, который мы поднимали и до
начала эксперимента: надо ли делить детей, чтобы все изучали разные
предметы? Почему не ввести единый курс «Основы светской этики и мировых
религий»? К тому же религия - это очень интимная тема. Ребенок может
быть из семьи верующих, но он и его родители не хотят это афишировать, а
тут надо при всех сделать выбор.
- Вы говорите, что есть жалобы на учебники. В чем их недостатки?
- Они слишком академичные. Их писали специалисты как научные статьи,
сухо. Должен быть не учебник, а скорее книга для чтения, понятная и
богатая на примеры, цитаты. Ведь очень многое зависит от того, по каким
материалам занимаются дети. Российский педагог Константин Ушинский в
конце 19 века своим учебником «Родная речь», к примеру, полностью
изменил характер преподавание литературы в школах. Потому что его
учебник был полезен и удобен и для учителей, и для учеников. Такого же
типа учебник нужен и по этому предмету - найти бы только автора. Это
должен быть человек, который помнит хорошие детские книги и понимает
психологию детей. На заседании совета не случайно вспоминали имя Корнея
Чуковского - этот человек умел говорить с детьми на их языке...
|