Газета "Наш Мир" br> Газета "Наш Мир"
Не могу привыкнуть к странному «осадному положению» в большом и
мирном европейском городе: приезжаю на электричке в Париж и первое, что
вижу – навстречу военный патруль. Не полиция, а именно солдаты – в
полевой маскировке, автоматы наизготовку, лица настороженные, словно
вот-вот в атаку. А вокруг люди спокойно спешат по своим делам, не
обращая вроде бы внимания на официально объявленную во Франции и ряде
других европейских стран повышенную готовность к террористическим актам
боевиков-исламистов.
В эти дни исполняется девять лет с начала контртеррористической
операции в Афганистане. Как бы ни оценивать войну с террором, явно, что
за это время сильно изменился идейно-политический пейзаж Европы. Это
выражается в первую очередь в спорах об отношении к исламу вообще и
исламизму как религиозно окрашенной политической идеологии в частности.
Еще недавно казалось, что в Старой Европе давно и прочно устоялись
идеалы религиозной и национальной терпимости. Между тем в последние годы
наблюдается неуклонный рост популярности крайне правых партий
практически по всему континенту.
Вот, к примеру, Голландия. Самая «нормальная» европейская страна, где
установленная реформатской Церковью в ХVIII веке политика религиозной
терпимости стала основой для превращения общества в одно из самых
либеральных и во всех других областях жизни. И тем не менее именно в
Голландии произошел самый серьезный в Европе сдвиг вправо. После
парламентских выборов в этом году Партия свободы Герта Вилдерса,
выступающая с резко антимусульманских позиций, вышла на третье место в
парламенте, посадив в кресла 24 своих депутата. Ультраправые 14 октября
вошли в правительственную коалицию.
В этом, мне кажется, главное: придерживающихся крайних антиисламских
взглядов по-прежнему меньшинство, но рост этого меньшинства заставляет
главные партии все больше на него оглядываться и соответственно
корректировать свои действия.
Вилдерса в Европе часто изображают фигурой одиозной. Настолько, что
некоторое время назад британские власти отказали ему во въезде для
показа своего фильма о «ползучей исламизации» Европы. Его не раз ловили
на передергивании фактов и подтасовке цитат. В одном из интервью он
сказал, что в Голландии на 15 млн. населения приходится 1,5 млн.
мусульман, тогда как на самом деле население страны составляет 16,5
млн., а мусульман 850 тыс.
Впрочем, для него важно другое: доказать, что ислам – это не религия в
обычном понимании этого слова, а политическая идеология, имеющая
тоталитарную направленность, как нацизм и коммунизм. То, что и у других
религий есть политические идеологии, что они борются за влияние, требуют
определенного стиля индивидуального и общественного поведения – все это
его не смущает. Главное для лидера Партии свободы – создать образ
врага.
Вилдерс заслуживает особого разговора, потому что технология его
атаки на ислам весьма типична. Это скорее формирование «фобий», чем
серьезная политическая или религиозная дискуссия. Фокус в том, что его в
Европе слушают.
Как слушают и других, еще более непримиримых критиков исламизма.
Легендарная журналистка Ориана Фаллачи, которая провела молодость в
рядах итальянских партизан-антифашистов, на закате жизни написала
несколько резко антимусульманских, антиарабских книг. «Сыны Аллаха
плодятся, как крысы», – заявляла она. Что не только оскорбительно, но и
фактически неверно. В той же Голландии, самой густонаселенной стране
Европы, число детей в семьях иммигрантов сокращается по мере интеграции в
местную жизнь и в среднем равно числу детей в семьях самих голландцев.
Во Франции, это я могу засвидетельствовать по личным наблюдениям,
политика финансовой поддержки семей с детьми дает отличные результаты –
среди коренных французов трое детей в семье скорее норма, чем
исключение, так же как и в мусульманских семьях.
Решения, хотя это может показаться странным, только нащупываются. Как
быть с исламским экстремизмом – это в определенном смысле «новая
проблема» для Запада, потому что она связана с общим кризисом левой
идеологии, в которой интернационализм был важной составной частью.
Идейный вакуум, образовавшийся в результате исчезновения СССР и
связанных с ним левых движений, заполняется церковно-религиозной и
националистической идеологией – среди как христиан, так и мусульман.
Рост влияния крайне правых партий с явно выраженной расистской повесткой
создает почву для отчуждения – и в крайних выражениях – радикализации
мусульман.
Среди решений есть и попытки межрелигиозного диалога, и кадровая
политика: Франция и Англия финансируют исламский университет Аль-Азхар в
Каире с тем, очевидно, чтобы новое поколение имамов было менее
восприимчиво к радикальным идеям. В Англии несколько лет осуществляется
правительственная программа по предупреждению экстремизма. Местным
властям выделяются специальные бюджеты для ведения разъяснительной
работы среди мусульман – в мечетях, общественных организациях, учебных
заведениях. В 2010/11 финансовом году на эту программу, которая
охватывает около тысячи проектов, ассигнована солидная сумма в 24 млн.
фунтов.
Однако и это вызывает критику: по словам группы депутатов британского
парламента, уже сама увязка общественного проекта с борьбой против
исламского экстремизма отталкивает многих от участия в нем, а в более
широком плане усиливает стереотип мусульманина как «неблагонадежного»
члена общества.
Консервативно-либеральная коалиция, пришедшая к власти в
Великобритании в этом году, объявила пересмотр программы. В недавнем
интервью мусульманской прессе премьер-министр Дэвид Кэмерон говорил: «Мы
хотим убедиться, что программа работает так, как надо. У нас есть
проблема экстремизма, и мы должны помочь британскому мусульманскому
сообществу искоренить экстремистов и террористов среди нас». Отвечая на
возражения, что такой подход видит в каждом молодом мусульманине-мужчине
потенциального экстремиста и террориста, Кэмерон сказал, что будет
подходить к проблеме более широко. «Меня очень поразило, когда я посетил
центральную мечеть Бирмингема, – сказал он, – что многие там мне вполне
серьезно говорили, что 9/11 (атака террористов на Нью-Йорк 11 сентября
2001 года. – «НГР») – это провокация Моссада, а взрывов 7 июля (2005
года в Лондоне. – «НГР»), может, вообще не было». Свою задачу
премьер-министр видит в том, чтобы в умах британцев было больше ясности,
но заметно также, что он пока не знает, как этого добиться.
Если в Англии ищут решения через диалог общин, то во Франции ключевое
слово – «интеграция». Подразумевается, что все граждане республики
должны быть одинаково французами независимо от вероисповедания и
этнической принадлежности. В отношении религий проводится принцип
лаицизма – строгого отделения религии от государства. На практике он
проявляется, например, в запрете на ношение в государственных
учреждениях и в школах явных религиозных символов. Причем это одинаково
касается всех религий – и прежде всего христианства, ислама, иудаизма.
Именно в отсутствии внешних признаков религиозной принадлежности, а не,
наоборот, в их свободной демонстрации французы видят гарантию
равноправия вероучений.
На днях Конституционный совет Франции одобрил запрет на ношение в
общественных местах мусульманской одежды, закрывающей лицо женщины. В
парижском районе Сен-Дени идет процесс по делу о нападении на имама,
который выступил в поддержку запрета паранджи. Когда в зал суда
демонстративно вошла женщина в парандже, судья удалил ее из зала. В
целом, однако, запрет пользуется широкой поддержкой во Франции, в том
числе и среди мусульман. Если во Франции большинство поддерживают эти
меры, то в Англии, наоборот, судя по опросам, примерно три четверти
населения выступают против запретов на ношение мусульманской одежды.
Так что и подходы, и решения разные – и поиск их продолжается.
|