Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Кое-что об иммунитете. Взгляд педиатра.
С точки зрения чисто
медицинской отдавать ребенка в детское дошкольное учреждение надо или в 3
месяца (как это происходило 30 лет назад, когда мамы почти сразу
выходили на работу), или в 4,5 года. На первый вариант вряд ли
кто-нибудь сегодня согласится. Попробую объяснить, почему более поздний
возраст мне представляется предпочтительным.
В чем, собственно,
главная опасность? В погружении вашего домашнего ребенка в агрессивную
вирусно-микробную среду, которая, к тому же, каждые 3-4 недели
обновляется. Для того, чтобы противостоять этой среде, нужно иметь
хорошо работающую иммунную систему, которая созревает более или менее к
указанному сроку.
Кроме этого (и это очень важно) ребенок к этому
времени созрел для психологической работы с ним - вы можете убедить его
в необходимости вашего поступка, да и он сам тянется к сверстникам ,
ищет общения. Детский сад скорее станет для него источником
положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с
инфекцией. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса
от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов.
Но
можно ли что-нибудь сделать, если необходимо отдать ребенка в детское
учреждение раньше? Думаю, что да. В первую очередь хочется сказать не
столько даже о закаливании, сколько и следовании определенному, не
тепличному образу жизни. Известен опыт семьи Никитиных. У меня есть
свой, не менее убедительный опыт.
В семье моих друзей родилась
тройня. Родители были уже в возрасте, оба - кандидаты наук, активно и
много работающие. Два мальчика и девочка родились с весом 1300, 1100 и
1050 граммов. Когда через два года я попал в эту живущую в холодном
Питере семью, увидел следующую картину (дело было в ноябре): трое
двухлетних озорников спали послеобеденным сном в спальных мешках. Балкон
был открыт настежь. "Ребята, просыпайтесь!" - скомандовала мать. Дети с
визгом выскочили из спальников и босиком наперегонки побежали к
открытому балкону. Попрыгав там с минуту, малыши начали одеваться. Они
были бодры, веселы, приветливы.
Сейчас им по 17 лет; они студенты
разных институтов, заядлые спортсмены. Девочка даже чемпионка Европы по
спортивному ориентированию. Я тогда спросил родителей: "Как вы
решились". "У нас не было другого выхода!" - честно ответили они.
Поймите
меня правильно - я не призываю всех следовать столь экстремальным
методам. Но элементы этого - длительное пребывание ребенка на свежем
воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и
т. д. - должны войти в жизнь вашего ребенка как можно раньше, тем более
если вы заранее знаете, что ему предстоит рано пойти в детское
учреждение.
Еще одна немаловажная деталь - приучайте, насколько
возможно, своего ребенка к контактам с другими детьми (приглашайте их в
гости, общайтесь на детских площадках и т.д.). Малыш получает
психологический опыт - и одновременно тренируется его иммунная система.
Наконец,
существуют и медикоментозные возможности укрепления иммунитета,
своеобразные прививки против вирусов и микробов, чаще всего вызывающих
респираторно-вирусны езаболевания - главный бич детей, пошедших в
детское учреждение. К таким препаратам относится, например, рибомунил,
IRS-19 и ряд других.
Главная особенность этих препаратов состоит в
том, что они содержат РНК микробов и вирусов, осколки их оболочек,
вызывающие образование как немедленного, так и отсроченного иммунитета. В
отличие от многих других иммуномодуляторов подобные
препараты безвредны, так как повышают сопротивляемость организма к вирусам и микробам естественным образом.
Существуют
и другие маленькие хитрости - промывание носоглотки ребенка 0,85-1%
раствором поваренной соли после прихода из детского учреждения,
смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью,
витаминизация организма.
И еще одно. Если ребенок все-таки
заболел, не держите его дома 3-4 недели. Достаточно нескольких дней.
Ведь за месяц в детском коллективе появятся уже другие вирусы и микробы,
перед которыми ваш ребенок беззащитен, и возможен новый виток болезни.
Однако
если респираторные заболевания протекают тяжело, осложняются
астматическим синдромом, если обостряются хронические заболевания,
подумайте, стоит ли игра свеч.
|