Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Таджикистан, похоже, зондирует возможность заключения с Россией взаимовыгодного договора, в рамках которого Душанбе предоставил бы Москве доступ к авиабазе Айни в обмен на помощь Кремля в урегулировании водного конфликта с Узбекистаном. Аналитики со скепсисом смотрят на возможность того, что Кремль соблазнится на эту сделку.
Как отметил в своем выступлении на пресс-конференции 18 октября министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, переговоры с Россией по поводу соглашения по базе Айни продвинулись вперед. В сентябре состоялось официальное открытие данного объекта после трехлетней модернизации стоимостью 70 миллионов долларов, осуществленной при финансовом содействии Индии. С тех пор не перестают высказывать догадки, кто же разместит на нем свою базу: Индия, Россия, Соединенные Штаты или даже Франция. Зарифи дал ясно понять, что на данном этапе единственным кандидатом является Россия.
"Мы ведем переговоры по аэродрому Айни только с Россией. Больше ни с какой стороной такие переговоры не ведутся", – заявил министр.
Зарифи также занял жесткую позицию в отношении конфликта с Узбекистаном. Ташкент уже давно возражает против планов строительства Таджикистаном объектов, призванных укрепить его гидроэнергетический потенциал, утверждая, что подобная стройка сократит поступление воды, необходимой для сельскохозяйственного сектора Узбекистана. В попытке заставить таджикские власти отказаться от своих планов Узбекистан ввел против Таджикистана фактически железнодорожную блокаду. Зарифи назвал опасения этой республики в отношении таджикских гидроэнергетических проектов "необоснованными".
Используя аэродром Айни в качестве приманки, Таджикистан, по мысли центральноазиатских политологов, пытается заставить Россию вмешаться в конфликт и защитить его интересы. По мнению аналитика московского Российского института стратегических исследований Аджара Куртова, глава таджикского внешнеполитического ведомства играет с Россией в "восточные игры", однако права на пребывание в Айни может показаться Кремлю недостаточным, чтобы изменить свою нынешнюю позицию, состоящую в том, чтобы не вмешиваться в таджикско-узбекские раздоры.
"Россия заинтересована исключительно в стабильности в Центральной Азии", – утверждает Куртов, добавляя, переговоры по Айни продвигаются не слишком быстрыми темпами, "потому что Россия всегда учитывает интересы Узбекистана".
В последние годы Москва проводила осторожную политику в вопросе таджикско-узбекского конфликта. В 2004 году российские фирмы объявили о своем намерении помочь Таджикистану достроить Рогунскую ГЭС, ключевой компонент гидроэнергетической стратегии Душанбе. Но когда Узбекистан стал слишком громко возражать против этих планов, российские компании приостановили свою деятельность.
На взгляд душанбинского политолога Рашида Гани Абдулло, российское военное присутствие на базе Айни имеет определенный смысл, а переговоры по аэродрому нужно отделить от других региональных вопросов. "[Использование авиабазы Айни] отвечает национальным интересам России в области безопасности", – сказал он EurasiaNet.org.
Абдулло и другие эксперты считают, что Россия естественно настроена добиваться заключения соглашения по базе Айни, потому что это может Кремлю укрепить свои стратегические позиции в регионе. В последние месяцы Россия выражает растущую тревогу в связи с активизацией исламских боевиков на севере Афганистана. Российские власти внимательно следят и за деятельностью боевиков в Раштской долине Таджикистана.
Таджикские власти объявили недавние инциденты делом рук исламских боевиков. По мнению же ряда местных экспертов, они могут быть связаны с внутриполитической оппозицией администрации президента Эмомали Рахмона.
Зарифи вполне мог вызвать неудовольствие российских чиновников, когда во время своей пресс-конференции 18 октября вежливо отверг предложения о сторонней помощи в наведении порядка в Раштской долине. "Таджикистан способен справиться с данной ситуацией без помощи извне", – заявил тогда он. Министр иностранных дел признал получение предложений о помощи со стороны России, Казахстана и Туркменистана, добавив, что "подробно проинформировал их [иностранных должностных лиц] о ситуации в стране и поблагодарил за готовность оказать содействие, отметив, что мы сами сможем навести порядок у себя дома".
Куртов назвал заявление Зарифи "безответственным" для страны, не отличающейся "устойчивым развитием и не способной стоять на собственных ногах".
"Теоретически, боевики в Раштской долине являются проблемой, поддающейся решению, но что если жизнь там стала настолько трудной, что люди начинают симпатизировать антиправительственным группировкам? – задается он вопросом. – Правительство не сможет помочь своим гражданам в случае установления обстановки нестабильности, профессиональная армия страны не настолько сильна и не располагает достаточными техническими возможностями".
Категория: Бывший СССР |
Просмотров: 504 |
Добавил: nashmir
| Рейтинг: 0.0 |
|