Главная
Новости
Темы Корана | Вопрос редактору
Фоторепортажи
Религия
Полезное
Опрос
Каково Ваше отношение к Хадисам и Сунне?
Всего ответов: 4611
Доска объявлений
wikikoran.kz HashFlare
Развитие исламского банкинга выгодно для экономики - эксперт
Газета "Наш Мир" Газета «Наш Мир»

В то время как западные финансовые институты оказались в эпицентре финансового кризиса, исламские банки продолжали нормально работать. Этот сегмент финансового рынка по-прежнему показывает хорошие темпы роста, как будто и не было никаких глобальных потрясений, пишут в пятницу «Известия-Казахстан».

В чем заключается феномен исламского банкинга? Готова ли казахстанская финансовая система принять альтернативный вид финансов? Насколько интересы клиентов, в первую очередь тех, кто сотрудничает с исламским банком по финансированию тех или иных проектов, могут быть защищены? На эти и другие вопросы изданию ответила заместитель председателя Казахстанского фонда гарантирования депозитов Назгуль Алмасаева.


Против ростовщичества

Исламские финансы имеют некоторые нюансы. Нюанс первый: исламские банки растут. Не так давно Исламский банк Азии, базирующийся в Сингапуре, обнародовал свой прогноз по развитию исламских финансовых организаций. Если в прошлом году активы исламских банков составляли 822 млрд долларов, то к концу этого года они превысят уже 1 трлн долларов.

- И все-таки – почему интерес к исламским инструментам столь высок? Почему эти банки успешно развиваются, в то время как традиционные банки испытывают большие проблемы с ликвидностью?

- Это не нонсенс, а закономерность. Исламские финансы оказались устойчивыми к финансовому кризису, поскольку по шариату им запрещено инвестировать деньги в наиболее опасные активы, а также, например, в производные финансовые инструменты. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что растут не только активы, но и количество исламских банков – их уже более 500 в мире.

- Мы знаем, что исламские банки не вкладывают средства в компании, которые связаны с игорным бизнесом, с производством и сбытом алкоголя, свинины или вооружений. А в остальном, получается, они схожи с традиционными кредитными организациями?

- Сегодня модно говорить об исламских банках. Правда, далеко не все понимают суть исламского банкинга. В общих чертах принцип их работы действительно схож с обычными коммерческими банками. Они так же играют роль финансового посредника. То есть собирают капитал в виде депозитов от населения, юридических лиц, и распределяют его между теми, кому требуются финансы.

Но главное, чем отличаются исламские банки от традиционных, – это подход к проценту. Понятие процента не соответствует шариату – это харам. В исламе то, что соответствует шариату, что угодно Богу – это халяль, а то, что не соответствует, – это харам. Ислам не приемлет ростовщичества – нельзя из денег напрямую делать деньги. А традиционные банки, как вы знаете, начисляют на депозит проценты, дают кредит под проценты…

- Казахстан привлекателен для исламского банкинга?

- Думаю, да. Пока в нашу страну вошел только Al Hilal, но закон о деятельности исламских банков принят, и двери для них практически открыты. Не буду затрагивать религиозные убеждения, потому что во многих странах услугами исламских банков пользуются не только мусульмане, но и люди других исповеданий. Более того, исламские кредитные организации существуют и в светских странах. Во многом развитие исламского банкинга определяется конкурентоспособностью тех продуктов, которые предлагают исламские банки. Клиент ведь всегда считает, в какой финансовой организации лучше условия, сервис.


Депозит депозиту – рознь

Нюанс второй: исламские продукты отличаются от обычных. Это в обычном банке клиент кладет деньги на счет и может рассчитывать на получение процентов. В исламских банках все по-другому.

- Но как же тогда работают исламские банки? Из чего они делают деньги, если основной принцип существования традиционных банков для них неприемлем?

- Основными принципами исламского финансирования являются запрет начисления вознаграждения в виде процентов, равноправное участие в рисках и прибылях, обеспечение денежных потоков реальными активами. И отсюда – специфика исламских депозитов.

- В чем она заключается?

- Исламские банки работают по контрактам, и если вы, допустим, кладете деньги на депозит, то можете сразу определить, в какой проект могут быть вложены ваши деньги. То есть здесь главенствует принцип партнерства. И прибыли, и убытки от проекта исламский банк и клиент несут в соответствии с предварительной договоренностью, согласно условиям контракта.

Хотя исламские инвестиционные депозиты внешне похожи на паевые инвестиционные фонды (доходность обоих напрямую не гарантируется), первые, в отличие от последних, регулируются четко выстроенной системой риск-менеджмента и определенными стандартами по рискам.


Гарантии без вопросов

Нюанс третий: во многих странах, где получил развитие исламский банкинг, успешно используется гарантирование исламских депозитов, несмотря на то, что долгое время считалось, что применить традиционную систему гарантирования к исламским банкам просто невозможно.

- Получается, что исламские депозиты очень сильно подвержены коммерческому риску. Но разве эти вклады в Казахстане не подлежат обязательному гарантированию?

- По действующему законодательству – нет. Однако этот вопрос изучается и обсуждается рабочей группой в рамках РФЦА.

- Если у нас в стране существует система гарантирования, и доверие клиентов банков часто строится на гарантии возврата их денег, то что мешает страховать и исламские депозиты? В конце концов, банки должны обеспечивать равные права клиентам...

- Действительно, мы сталкиваемся с неким противоречием: исламские банки не гарантируют возврат денег в номинальном выражении, и оттого вести речь о гарантировании депозитов со стороны специализированного фонда, такого, как наш, казалось бы, не совсем уместно…

На самом деле, отношение к страхованию исламских депозитов очень сильно трансформировалось за последние годы.

Долгое время считалось, что исламские банки не подлежат риску банкротства. И поэтому не было необходимости страховать исламские депозиты. Но после того как в конце 90-х годов прошлого века несколько исламских банков в разных странах, в том числе и в Турции, потерпели дефолт, отношение к возможностям исламского страхования сильно изменилось. В Турции исламские банки страховали депозиты самостоятельно. Но тех денег, что удалось им накопить, не хватило для того, чтобы компенсировать все потери депозиторам. И после этого случая государство решило, что должна быть государственная защита.

- А есть ли выработанная позиция у Международной ассоциации систем страхования депозитов, куда входит и Казахстанский фонд гарантирования депозитов: нужно защищать исламские депозиты или нет?

- В IADI создана рабочая группа по развитию исламского банкинга, потому что эта тема сегодня актуальна практически для всех стран.

- Но есть ли уже готовый положительный опыт по страхованию исламских депозитов?

- Как мне кажется, наиболее удачно принципы и подходы шариата к современным реалиям адаптированы в Малайзии. Там считают: нельзя говорить и действовать так, как это было 200 лет назад. И хотя было много дискуссий, можно ли вообще гарантировать исламские депозиты, не противоречит ли это исламским предписаниям, в Малайзии смогли обосновать, что гарантирование необходимо именно исходя из основного принципа шариата – «всеобщего блага». Принцип маслахат – «общественное благо» – допускает гарантирование. Во-первых, эти деньги используются в интересах населения. Во-вторых, гарантирование депозитов защищает людей от возникновения впоследствии у них каких-то финансовых проблем. В-третьих, такая поддержка финансовой стабильности – тоже на благо общества.

Одновременно в Малайзии разработаны основные принципы страхования: страхование исламских депозитов не должно содержать каких-то элементов, которые запрещены исламом. Деньги, которые поступают в кассу в качестве страховых взносов от исламских банков, учитываются отдельно от традиционной кассы и инвестируются также только в соответствии с принципами шариата. При этом корпорация по страхованию вкладов у них одна.

- Имеются ли принципиальные различия в гарантировании обычных и исламских депозитов?

- В Малайзии одинаковая сумма гарантийного возмещения для вкладчиков и одинаковый размер страховых премий для банков, вне зависимости от того, идет ли речь об обычном или об исламском банке. Но если в отношении традиционных депозитов в случае банкротства банка нет приоритета выплат по различным счетам (сберегательным, срочным и т.д.), то по исламским приоритеты есть. По текущим счетам возмещение предполагается сразу, а по инвестиционным счетам возмещение происходит по очереди, согласно срокам разных инвестиционных депозитов. При этом у одного вкладчика может быть несколько контрактов, и необходимо ждать своей очереди.

- Исходя из того, что в Казахстане сейчас работает лишь один исламский банк, можно смело предположить, что он в одиночку не сможет создать страховой фонд. Наверное, по примеру Турции и Малайзии у нас должна быть государственная система страхования исламских депозитов?

- Частную систему, наверное, можно создать. Но она вряд ли будет дееспособной, особенно в первые годы, поскольку банки не могут отчислять большие по объемам календарные взносы. Если говорить о нашей традиционной системе гарантирования, которая уже состоялась, то даже сейчас, спустя 10 лет после создания фонда гарантирования депозитов, доля вклада каждого конкретного банка в общую копилку небольшая. Например, на тот момент, когда Валют-Транзит Банк прекратил свое существование, он перечислил в виде членских взносов в КФГД лишь 480 млн тенге, в то время как его обязательства, которые покрыл фонд, составили около 14 миллиардов! Видите, насколько несоизмеримые цифры. Поэтому, действительно, частная система страхования депозитов, даже если бы она была создана, вряд ли могла бы эффективно выполнять главную миссию по защите депозиторов и укреплению их доверия к банковской системе страны в целом и к исламским банкам в частности.

- Честно сказать, к государству у клиентов банков больше доверия, чем к частным организациям. Но позвольте спросить, а заинтересована ли вообще наша страна в развитии исламских банков, исходя хотя бы из соображений развития конкуренции?

- Исламская финансовая система нова для Казахстана, но она существует очень давно – впервые была опробована еще в конце XIX века при строительстве Суэцкого канала. Исламские финансы – и альтернатива традиционным, и наполнение финансовой системы новым смыслом. Исламский банкинг способствует развитию бизнеса, помогает создавать инфраструктуру. Но самое главное, что страна, которая развивает исламский банкинг и гарантирует исламские депозиты наряду с традиционными, стимулирует не только развитие конкуренции, но и позволяет сохранять доверие к банкам и финансовой системе, что повышает ее устойчивость и в целом выгодно для экономики. Вот, пожалуй, исчерпывающий ответ на этот вопрос…

Категория: Исламские новости | Просмотров: 542 | Добавил: serj | Рейтинг: 0.0 | |

Источник: http://www.islamnews.ru

Автор:

Новости по теме:


Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Церемония канонизации Иоанна XXIII и Иоанна Павла II
Потрясающие кадры противостояния львицы и крокодилов
Удар молнии. 9000 кадров в секунду
NASA | Mars Evolution

Поиск
Последние новости
В iPhone 8 появится новая система защиты
Назарбаев отказался признать существующий в Казахстане режим диктаторским
Считаете, что у Биткойна нет внутренней стоимости? 22 причины передумать
Живых мышей получили из бесформенной клеточной массы
Названа главная опасность искусственного оплодотворения
Студентки из Москвы открыли в Токио русское кафе
Red Bull создал торговый биткоин-автомат
Исламисты запретили кошкам размножаться
Трамп обвинил Россию в неуважении к американским лидерам
Власти Кореи хотят, чтобы женщины рожали больше, но не знают, как этого добиться
16-летнюю девочку с задержкой психического развития изнасиловали в Караганде
Врачи оказались сторонниками женского обрезания
Толстые люди оказались неразборчивы в выборе пищи
Архив новостей
«  Октябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Форма входа
Самые популярные
Л. Толстой "Что такое религия и в чем сущность ее?"
Религиозные искания Исаака Ньютона
Пять мифов об Америке
Коран о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
Почему я выбираю Ислам?
Коран и религия традиции. Конфликтные моменты.
Коран - оставленный "за спиной". НАЧАЛО
Коран - оставленный "за спиной" ОКОНЧАНИЕ
Личность и ислам (Начало. Интервью с Аслбеком Мусиным)
Иррациональная вера
Таир АДИЛОВ: Рациональная вера
КАК СОЗДАТЬ СВОЮ СЕКТУ (краткий курс)
"РУССКИЙ ЖУРНАЛ": Исламская революция нас не касается?
О важности духовной составляющей в государственном устройстве.
Почему либеральное процветание приводит к вымиранию?
Читай! Во имя Господа твоего…
Хадисы о конформизме, или нужно ли следовать за большинством?
ПОЛЕЗНЫЙ КРИЗИС
ГОТОВЫ К САМОКРИТИКЕ? - ФАКТЫ - ЖЕСТЬ!
Математическое доказательство существования Бога
облако тегов
Copyright © 2006-2024 Наш Мир

расписание оразы

расписание уразы

расписание рамазана

расписание рамадана