Газета "Наш Мир" br> Газета
«Наш
Мир» УНИТАРИИ, объединение религиозных
либералов, которые подчеркивают значимость свободы индивида в поиске
религиозной истины с использованием доводов разума. Они рассматривают
догмат троичности Бога как искажение Христианства, верят в единого Бога и
считают Иисуса просто человеком. Название «унитарии» указывает на их
противоположность «тринитариям» (признающим троичность Бога). Унитарии
воспринимают Иисуса как одного из великих учителей человечества и верят в
возможность человека достичь спасения. Унитаризм в Европе вырос из
учения итальянцев Лелио Соццини, или Социна (1525–1562), и его
племянника Фауста Социна (1539–1604) в ходе протестантской Реформации.
Идеи унитаризма Фауст Социн проповедовал в Польше, где сформировалась
крепкая община, подвергнутая преследованиям в середине 17 в. В
Трансильвании до наших дней сохраняется унитарианская община, у истоков
которой стоял проповедник Френсис Дэвид, проникшийся этой верой в 1565. В
Англии унитарианское движение возникло внутри движения диссидентов,
отколовшихся от англиканства; один из них, Теофил Линдсей (1723–1805),
основал первую унитарианскую общину в Лондоне (1774). Унитаризм
распространился также среди английских пресвитериан. Известный церковный
деятель и ученый Дж.Пристли (1733–1804) был унитарианским священником,
он сформировал и первое Унитарианское общество в Филадельфии (1796). В
США унитаризм появился поначалу в конгрегационалистских церквах Новой
Англии как реакция на чрезмерную эмоциональность движения Великого
пробуждения (с 1734). Степень расхождения во взглядах либералов и
консерваторов проявилась в рамках конгрегационализма в 1805, когда
ключевой пост профессора теологии в Гарвардском колледже занял унитарий
Г.Уэр. Вызванные этим событием острые дебаты привели к многочисленным
расколам среди церквей Новой Англии. Наиболее известная формулировка
либеральной теологии была предложена У.Чаннингом в его проповеди Унитарианское
христианство, прочитанной в Балтиморе (1819). В 1825 была создана
Американская унитарианская ассоциация – организация с индивидуальным
членством; конференция церквей образовалась только в 1865. Еще большей
либерализации унитарианских церквей способствовало влияние
представителей трансцендентализма – Р.У.Эмерсона и Т.Паркера. Паркер
привлек внимание унитарианской деноминации к социальным проблемам, и эта
тенденция с годами усилилась. Унитарии одними из первых
восприняли эволюционные взгляды и применили историко-критический метод
анализа к Библии; они продолжали модифицировать свое учение в
соответствии с развитием науки. С 1930-х годов унитаризм испытал влияние
«религиозного гуманизма», в соответствии с которым человечество должно
отставить нерешенные теологические проблемы и сосредоточиться на
задачах, решение которых приведет к лучшей жизни. В 1991 в США и
Канаде насчитывалось 1020 унитарианских общин с общим числом членов ок.
193 000, их национальные штаб-квартиры находятся в Бостоне.
Контролируемое унитариями издательство «Бикон-пресс» (Бостон)
осуществляет широкую программу по выпуску печатной продукции. Удельный вес унитариев среди населения всегда был
невысок, но их исключительно большое влияние ощущалось постоянно.
Членами церкви были многие ведущие писатели и ученые, включая
современников Эмерсона – О.Холмса и Г.Лонгфелло, а также крупные
политики и деятели образования. В их числе пять президентов США – Джон
Адамс, Томас Джефферсон, Джон Куинси Адамс, Миллард
Филмор, Уильям Хауард Тафт.
|