Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
«Таков Иисус, сын Марии! Таково истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:34)
Знают ли последователи Иисуса своего
Мессию так, как знают его мусульмане? Любят ли они его так, как любят
мусульмане? Что известно о месте Иисуса в Исламе? - Как правило, лишь то,
что Коран отрицает божественную природу Мессии, признавая его только в
качестве пророка-посланника.
Однако, нельзя ограничиваться лишь этим
утверждением, т.к. оно не передает в полной мере истинного положения
Иисуса в этой религии. Да, в Коране есть немало упреков, обращенных к
христианам, но ни одного - к Иисусу. Наоборот, каждый аят Корана,
посвященный ему или Марии, исполнен исключительного почитания. Бог в Коране
твердо указал на противоречия между тем, что было ниспослано Иисусу и
тем, о чем спорили и спорят многочисленные христианские течения.
Среди христиан распространено величайшее
заблуждение, что мусульмане не верят в Иисуса. В действительности же
это не так. Напротив, мусульмане почитают Иисуса сына Марии. В Коране последователи Иисуса именуются
«ахл ал-Китаб» (люди книги, т.е Библии), отношение к ним носит
положительный характер:
«И, несомненно, ты найдешь, что ближе всех в любви к уверовавшим те, кто говорит: «Мы назореи». И это потому, что среди них есть иереи и монахи, которые гордыни лишены и не возносятся перед другими»
(Коран 5:82).
Несмотря на это, мусульмане считают, что методология перевода и понимания Библии, после принятой в 325 году на Никейском соборе концепции "Триединства Бога", подверглась значительной девиации и искажению. Необходимо отметить, что и до, и после Никейского собора, в Христианстве не было единого мнения о концепции Бога. Современным примером монотеистических убеждений у последователей Библии, служит влиятельное движение христиан-унитариев. ( http://nm2000.kz/news/2010-10-23-26734 )
Некоторые христиане ошибочно полагают, что Коран предписывает мусульманам убивать христиан, если те
отказываются принять Ислам. Это предубеждение не соответствует
действительности. В Коране специально оговаривается, что в отношении
«ахль аль-китаб» (христиан и иудеев), правоверным надлежит
руководствоваться не ненавистью, но уважением и толерантностью:
«В религии предписал вам (Всевышний) то,
что заповедовал Он Ною, то, что внушили Мы (Мухаммаду) в откровении,
то, что заповедовали Мы Аврааму, Моисею и Иисусу, (сказав): «Соблюдайте
религию и не разделяйтесь» (Коран 42:13).
А в другом месте:
«Скажите:
«Веруем мы в Бога и в то, что ниспослано было Аврааму, Исмаилу,
Исааку, Якову и потомкам их, в то, что даровано было Моисею и Иисусу и
что даровано было пророкам Господом их. Не проводим мы никакого различия
между ними и предаемся Ему» (Коран 2:136).
Когда мусульмане
дискутируют с людьми Писания, то они обязаны избегать того, что приносит
огорчение или способствует вражде:
«Если вступаете в спор с людьми
Писания, то приводите им доводы наилучшие. И не спорьте с теми из них,
кто бесчинствует. Говорите: «Уверовали мы в то, что ниспослано нам и
что ниспослано вам. Бог наш и Бог ваш один, и предаемся мы Ему» (Коран 29:46).
Иисус упоминается в Коране в 15 сурах, в
93 аятах. Именно эти аяты и образуют основу мусульманского убеждения об
Иисусе. В то же время например, Моисею посвящено 502 айята, Аврааму -
245 айята. Однако, как утверждает крупный ученый в области
исламо-христианского диалога Али Мерада, та атмосфера, которой окружен в
Коране Мессия, его описание, возбуждает в душах мусульман искреннюю и трепетную любовь к Иисусу.
Бог в Коране отвергает все вымыслы в отношении него и его матери Марии: «Не
уверовали те, которые сказали: «Воистину, Бог - это Мессия, сын Марии». Скажи: «Кто может хотя бы немного помешать Богу, если
Он пожелает погубить Мессию, сына Марии, его мать и всех, кто
на земле?» Богу принадлежит власть над небесами, землей и тем, что
между ними. Он создает, что пожелает. Бог над каждой вещью мощен» (Коран 5:17).
«Вот
сказал Бог: «О Иисус, сын Марии! Говорил ли ты людям:
"Примите меня и мою мать двумя богами наряду с Богом"?» Он сказал:
«Пречист Ты! Как я мог сказать то, на что я не имею права? Если бы я
сказал такое, Ты знал бы об этом. Ты знаешь то, что у меня в душе, а я
не знаю того, что у Тебя в Душе. Воистину, Ты - Ведающий сокровенное» (Коран 5:116).
Как видно из этих аятов в Исламе Иисус не воспринимается как второе лицо троицы а лишь как посланник Божий.
В отношении другого немаловажного догмата христианства о распятии в Коране говорится:
«Вот
сказал Бог: «О Иисус! Я упокою тебя и вознесу тебя к Себе. Я
очищу тебя от тех, кто не уверовал, а тех, которые последовали за тобой,
возвышу до самого Дня воскресения над теми, которые не уверовали.
Затем вам предстоит вернуться ко Мне, и Я рассужу между вами в том, в
чем вы разошлись во мнениях» (Коран 3:55),
в другой суре:
«...
и сказали: «Воистину, мы убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Бога». Однако они не убили его и не распяли, а это
только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу,
пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют своим предположениям. Они действительно не убивали его. О нет! Это Бог вознес его к Себе, ведь Бог -
Могущественный, Мудрый» (Коран 4:157-158).
Итак Иисус не умер и не
был распят, поскольку Бог по своей милости вознес его к Себе,
подтверждая тем самым особый возвышенный статус Мессии, как пророка и
как человека. Еще младенцем он мог говорить и связь с Творцом
присутствовала уже тогда.
«Она (Мария) показала на него, и они
сказали: «Как мы можем говорить с младенцем в колыбели? Он (Иисус) сказал: «Воистину, я - раб Божий. Он даровал мне Писание и сделал меня
пророком. Он сделал меня благословенным, где бы я ни был, и заповедал
мне выстаивать молитву и раздавать милостыню, пока я буду жив. Он сделал меня
почтительным к моей матери и не сделал меня надменным и несчастным. Мир
мне в тот день, когда я родился, в тот день, когда я скончаюсь, и в
тот день, когда я буду воскрешен к жизни. Таков Иисус, сын Марии. Таково
истинное Слово, относительно которого они препираются» (Коран 19:29-34).
Иисус в Коране раб Божий (Абдалла), но чаще всего он именуется Иисус, сын Марии
(16 раз - Иисус, сын Марии, 17 - Сын Марии), тогда как в Евангелиях это
выражение встречается только один раз. И сам почет упоминания вместе с
именем пророка имени его матери показывает на их особое положение в Коране, несмотря на то, что у арабов не принято указывать на родство
упоминая имя матери. В то же время по милости Всевышнего восхваление
Марии указывает на человеческую сущность самого Иисуса, т.к. он был
рожден от обычной женщины.
«О люди Писания! Не проявляйте
чрезмерности в вашей религии и говорите о Боге только правду. Мессия
Иисус, сын Марии, является посланником Бога, Его
Словом, которое Он послал Марии, и духом от Него. Веруйте же в Бога и Его посланников и не говорите: «Троица!» Прекратите, ведь так
будет лучше для вас. Воистину, Бог является Единственным Богом. Он
пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что
на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Бог является
Попечителем и Хранителем!» (Коран 4:171).
Слова Аллаха, дух Божий, Мессия (масих - помазанник;
согласно комментарию Табари, «тот, кто омыт, очищен от всякого греха»).
Подобно Адаму, Он сотворен Божественным повелением "Будь!", а не
просто рожден, как все другие люди, и не просто избран Богом, как все
другие пророки:
«Воистину, Иисус перед Богом подобен Адаму. Он сотворил его из праха, а затем сказал ему: «Будь!» - и тот возник» (Коран 3:59).
Коран нисколько не умоляет значение
пророка Иисуса, наоборот только подчеркивает его отличие от других
пророков. Именно он был рожден от Девы:
«Он (Архангел Гавриил)
сказал: «Воистину, я послан твоим Господом, чтобы даровать тебе чистого
мальчика». Она сказала (Мария): «Как у меня может быть мальчик, если
меня не касался мужчина, и я не была блудницей?» (Коран 19:20-21);
именно он был взят Богом живым на небо:
«За
то, что они не уверовали, возвели на Марию великий навет и
сказали: «Воистину, мы убили Мессию Иисуса, сына Марии,
посланника Бога». Однако они не убили его и не распяли, а это только
показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в
сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют своим предположениям. Они
действительно не убивали его. О
нет! Это Бог вознес его к Себе, ведь Бог - Могущественный, Мудрый»
(Коран 4:156-158).
В этих отрывках мы видим еще одно доказательство
особого места Иисуса, из числа приближенных (аль-мукаррабун), к Создателю.
Помимо всем известных имен и эпитетов Бог в Коране называет Иисуса
следующим образом: сын Марии (ибн Марьям), Мессия (аль-Масих), Свидетель Божий (аль-шахид), Знамение Судного Дня, дня Воскресения (алям).
Иисус в Евангелии
Что же говорит каноническое христианское
Евангелия о божественности Иисуса? Как это не удивительно, но нет ни
одного однозначного высказывания Иисуса о своей божественности. Более
того, современные канонические Евангелия дают сведения о том, что если
бы Иисус заявил о своей божественности, то это было бы расценено как
страшное богохульство для иудеев. Этот грех карался в иудейском обществе
смертной казнью.
«Не за доброе дело хотим побить Тебя камнями, но за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 19:7)
таково было обвинение его в богохульстве перед Понтием Пилатом. В наказание они сказали:
«Мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим».
Таким
образом, термин «Сын Божий» в Христианстве приобрел гораздо большее
значение, нежели просто Мессия-человек, обладающий обычной человеческой
природой. «Ты делаешь Себя Богом». В этом была суть. Поэтому
если бы Иисус, вопреки иудейской религии и традиции заявил бы такое, то
он никогда бы не завоевал популярности в Иудее. Целью Ислама, как и всякого завершающего
Слова, не является обвинение предыдущих Писаний, а лишь внесение
ясности в вопросы догматики и указание истины путем искоренения лжи.
Иисус для мусульман значительно больше, нежели один из пророков,
посланных Богом к сынам Израиля. Как второй Адам, он объемлет все
человечество, как знамение для миров и людей вместе со своею матерью
Марией он освещает всю историю человечества.
Скажи: «О люди Писания! Давайте придем к единому слову для
нас и для вас, о том, что мы не будем поклоняться никому, кроме Бога, не будем
приобщать к Нему никаких сотоварищей и не будем считать друг друга господами
наряду с Богом». Если же они отвернутся, то скажите: «Свидетельствуйте, что мы
являемся покорившимися (воле Бога)!». (Коран 3:64)
|