Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
20 октября в Москве, в Академии повышения квалификации работников
образования открывается международная научно-практическая конференция
"Неконфликтное прочтение совместной истории - основа добрососедства".
Как конференция, так и презентуемый на ней доклад Национальной
лаборатории внешней политики "Прибалтика и Средняя Азия в составе
Российской империи и СССР: мифы современных учебников постсоветских
стран и реальность социально-экономических подсчетов" проводятся на
президентский грант в рамках поддержки НКО России.
-
Выстраивание стабильных добрососедских отношений между государствами,
ставшими независимыми, - процесс весьма болезненный, - говорит один из
организаторов конференции, генеральный директор Центра общественных
технологий Андрей Потеряхин. - Для добрососедства важно непредвзято
изучать факты общего исторического прошлого, что и является целью
конференции, проводимой для преподавателей истории стран бывшего СССР.
Доклад под редакцией профессора, доктора исторических наук, заведующего
кафедрой истории МГПУ Александра Данилова подготовили историки из
Москвы, Саратова и Таллина.
- В прошлом, 2009 году мы
проанализировали школьные учебники по истории из 12 бывших советских
республик, - объясняет замысел доклада профессор Данилов. - Они и даже
более "взрослые" книги так написаны, что совсем неудивительны мифы об
эксплуатации и неравноценном обмене внутри Союза. Мы, кстати, теперь с
этим согласны, только вопрос, в чью пользу была неравноценность. Вот это
неконфликтно и без крика обсудим с коллегами из соседних стран.
Что же следует из объемного доклада, который уже есть у "Известий"?
Прибалтика как "дотационный регион" СССР
Авторы
доклада пишут, что историография балтийских стран создала миф о
высокоразвитой рыночной экономике независимых Латвии, Литвы, Эстонии в
1920-1930 годах. Но на деле в период независимости промышленность Латвии
и Эстонии деградировала. Уровня промышленного производства 1913 года
Эстония и Латвия за весь период их независимого существования так и не
достигли. В Латвии, например, машиностроительная продукция составила в
1940 году всего 40% от уровня 1913 года. Оказавшись в отрыве от
российского рынка, Эстония, Латвия и Литва развивались как типично
аграрные государства. При этом промышленный потенциал, накопленный в
дореволюционное время, либо простаивал, либо перенацеливался на
обслуживание сельского и лесного хозяйства. Вот и вся "высокоразвитая
рыночная экономика".
Далее, авторы доклада цитируют школьные
учебники балтийских стран, которые уверяют учеников, будто в СССР
народы Балтии подвергались эксплуатации со стороны "тоталитарной
империи" посредством вывоза в другие республики продуктов труда. Однако
анализ показывает, что от межреспубликанского обмена Прибалтийские
республики как раз выигрывали.
Приблизительные размеры
перераспределения между республиками можно определить при помощи
сопоставления величин произведенного и использованного национального
дохода. Если по поводу периода 1945-1970 годов еще можно с натяжкой
согласиться, что страны Балтии выходили на "самоокупаемость" (плюсовой
баланс был лишь некоторое время и за счет того, что республики первыми в
СССР восстановились после войны, получив в 1945-1950 годах
сверхсредства, т.е. были в очевидном минусе), то затем все совершенно
однозначно. С 1972 года в Литве и Эстонии разность между используемым и
произведенным национальным доходом была постоянно в пользу первого и к
1988 году достигла более 10% к произведенному национальному доходу.
Однако
действие механизма перераспределения в СССР отнюдь не исчерпывалось
прямым перекачиванием ресурсов из одной части страны в другую. В куда
более широких масштабах перераспределение осуществлялось в скрытом виде:
при помощи системы цен, налогов, отраслевых дотаций и т.п.
Государство, определяя хозяйственные приоритеты, тем самым создавало
преимущества тем республикам, в которых была велика доля производств,
подпадающих под государственную протекцию. Это относится в первую
очередь к Прибалтике, где главное место в народном хозяйстве
принадлежало машиностроению, легкой и пищевой промышленности. В то же
время, как известно, в СССР продукция добывающих отраслей поставлялась
по заниженным ценам. Таким образом, произведенный национальный доход
прибалтийских республик в значительной мере складывался путем
присвоения части национального дохода других республик СССР, прежде
всего России и Украины. С учетом данного фактора, по подсчетам
латвийского экономиста Малинковского, на которые ссылаются авторы
доклада, величина присвоения этой стоимости Латвией в 1987 году
составляла 22,8% от величины всего произведенного национального дохода
республики. Выводы можно проверить и дополнить с помощью анализа
межреспубликанского обмена. Например, в 1972 году Эстония ввезла
товаров на 135,2 млн рублей больше, чем вывезла; Литва - на 240 млн;
Латвия - на 57,1 млн рублей. С годами разрыв между ввозом и вывозом рос
и в 1988 году составил уже 700 млн рублей для Эстонии, 1 млрд 530 млн
рублей для Литвы и 695 млн рублей для Латвии.
Беспрецедентный рывок развития Средней Азии
Как
считают историки, мир знает крайне мало примеров модернизации
исламских стран. Советские республики Средней Азии - один из них, и
едва ли не самый успешный. Темпы роста промышленного производства с
1913 по 1986 год по республикам Средней Азии были следующие: в
Узбекистане - в 103 раза; в Киргизии - в 480; в Таджикистане - в 195 и в
Туркмении - в 94 раза. Темпы роста валовой продукции сельского
хозяйства с 1913 по 1986 год составили: в Узбекистане - 8,1 раза; в
Киргизии - 8,3; в Таджикистане - 11,8 и в Туркмении - 8 раз.
Для
сравнения: рост экономики Японии в период с 1952 по 1973 год (известен
как "японское экономическое чудо") составлял в среднем 10% в год. При
этом это был самый высокий экономический показатель среди
капиталистических стран во время "холодной войны". В Японии с 1953 по
1960 год объем промышленного производства увеличился в 2,6 раза. А затем
этот показатель начал постепенно снижаться.
До присоединения
Туркестана к Российской империи медицинское обеспечение населения
региона отсутствовало. Врачей просто не было - их замещали "народные
целители". К этому следует добавить жуткую антисанитарию. Настоящим
бичом местного населения в это время были периодические эпидемии
инфекционных заболеваний. В начале прошлого века в Бухарском эмирате на
100 тыс. жителей был всего один врач, зато на каждые 50 человек -
мулла. При Советской власти удалось не только создать эффективную и
общедоступную систему здравоохранения, но и ликвидировать большинство
инфекционных заболеваний (например, оспу, малярию и холеру).
До
вхождения Туркестана в состав Российской империи там вовсе не
существовало светских учебных заведений. В СССР была создана система
всеобщего среднего образования, открыты институты и университеты. По
уровню высшего и среднего образования республики Средней Азии обгоняли
даже европейские страны. Так, в Узбекской ССР в 1981 году на 10 тысяч
человек населения приходилось 173 студента, в то время как в Англии -
90, во Франции - 158 студентов, не говоря уже о соседних Иране (46) и
Турции (68).
Ключевые показатели здоровья и образования
населения, достигнутые в советских республиках Средней Азии 40 лет тому
назад, соседними государствами либо достигнуты лишь в настоящее время,
либо не достигнуты до сих пор.
В СССР республики Средней Азии,
внося свой вклад в общесоюзную экономику, были дотационным регионом,
так как ввоз на их территорию продуктов питания, товаров народного
потребления, сырья, продукции тяжелой и легкой промышленности
значительно превышал вывоз. Например, в 1989 году это превышение
составляло для Киргизии 810 млн рублей, для Таджикистана - 1,07 млрд,
для Туркмении - 320 млн, для Узбекистана - 3,51 млрд рублей.
Это
означало, что среднеазиатские республики продавали значительно меньше
товаров, чем приобретали. Последствия отрицательного торгового сальдо
компенсировала Москва.
Чего это стоило РСФСР
Если
холодно и внимательно подойти к фактам, пишут авторы доклада, то все
это было хорошо известно в СССР. Ежегодно депутаты Совета
Национальностей и Совета Союза принимали законы о государственном
бюджете, узаконивающие еще один вид дотаций: различные отчисления от
общесоюзных налогов и доходов в бюджеты союзных республик. Так, если
Российская Федерация могла оставить себе в среднем в 70-х и 80-х годах
не более 40% собранного на ее территории налога с оборота, а Украина
чуть больше, то Прибалтийские республики 45-50%, а республики Средней
Азии - почти 100%. Темпы капитальных вложений в экономику союзных
республик в 2-4 раза превышали аналогичные показатели для России.
Руководство
СССР сознательно шло на жертвы со стороны центральных районов страны, и
прежде всего России, во имя преодоления отсталости национальных
окраин. В Политбюро даже возникали споры по этому поводу. Ведь из-за
перекачки ресурсов в национальные окраины страдало социальное развитие
русского села. Председатель Совета Министров РСФСР в 1971-1983 годах
М.С. Соломенцев в начале 1970-х годов в поездке по Брянской области
видел целую деревню, с Великой Отечественной войны (свыше 25 лет)
живущую в землянках. М.С. Соломенцев вспоминал: "Когда...Брежнев
рекомендовал меня на должность... я поставил лишь одно условие:
перестать затюкивать Россию. Леонид Ильич, помнится, не понял меня,
спросил: "Что значит затюкивать?" Я объяснил: отраслевые отделы ЦК и
союзное правительство напрямую командуют российскими регионами и
конкретными предприятиями, руководствуясь больше интересами союзных
республик, чем самой России, Госплан также ставит во главу угла
интересы союзных республик, оставляя России лишь крохи с общесоюзного
стола".
В целом теперь понятно, что претензии некоторых
радикальных политиков бывших республик "расплатиться за СССР" крайне
далеки от реальности. Реальность же авторы доклада, кажется, описали
довольно верно: "При всей нелогичности политической системы и
межнациональных отношений в СССР именно эта антиколониальная
нелогичность сделала возможным мощное развитие национальных окраин
Советского Союза".
|