Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Двойной крах (коммунистической утопии и советской империи) до
крайности обострил проблему идентичности. Мы уже давно не "новая
историческая общность людей – советский народ". Вопрос: "кто мы и
откуда, когда от всех тех лет остались пересуды, а нас на свете нет?"
(Б. Пастернак) – породил стремление обратиться к своим национальным и
религиозным корням. Стремление тем более понятное, что очень быстро
выяснилось: ни один прикладной вопрос, будь то техническая модернизация
или построение цивилизованного рынка, не может быть решен в условиях,
когда разрушена шкала нравственных ценностей – "ценностей незыблемая
скала" (О. Мандельштам).
Как показал опыт тысячелетий, ценности не могут быть удержаны, если
они не опираются на святыни. ХХ век с его потоками пролившейся крови
выявил кризис автономной безрелигиозной морали. Это серьезный аргумент в
пользу знакомства вступающих в жизнь поколений с мировыми религиями. Но
весь вопрос в том, кто и как это делает. Мы слишком часто путаем
духовность и клерикализм, веру наших отцов и вражду наших отцов друг к
другу. В нашей многонациональной и поликонфессиональной стране опасно не
ощущать разницы между глубокими религиозными поисками мыслящих,
совестливых людей и модой на религиозность, принимающей порой дикие,
одиозные формы. Вот лишь несколько примеров.
В Москве появились школы с этнонациональным компонентом: корейские,
армянские, татарские и другие, в том числе еврейские. Случай привел меня
в последнюю, и там на доске объявлений я прочел приказ, запрещающий
педагогам начальной школы изучать с малышами сказку "Три поросенка". В
силу некошерности ее персонажей. Я не удержался и заметил
коллеге-директору, что таким приказом он загоняет себя и детей в
культурное гетто. "Вы – не настоящий еврей", – прозвучал холодный
ответ. На том и расстались. А ведь я знал этого человека раньше как
вполне вменяемого педагога без фанатического блеска в глазах.
В другой раз ненастоящий еврей попал в православную гимназию на
семинар православных физиков (!). Главная идея семинара заключалась в
том, что каждый урок физики должен приводить к идее бытия Божьего
(вероятно, чтобы детей стошнило – как раньше от марксизма-ленинизма,
применимого ко всем наукам). Когда в ходе семинара я процитировал
библейское изречение "Не поминай Господа всуе", мне живо напомнили о
том, кто я по национальности.
И последний пример.
Почувствовав, наконец, необходимость нравственного воспитания детей,
государственные мужи приняли решение в порядке эксперимента ввести в
программы четвероклассников основы православной, мусульманской,
иудейской культуры по выбору родителей учеников. Желающим
предоставляется право посещать занятия по светской этике. Внешне все
выглядит пристойно, если, конечно, не задумываться о том, кто и что там
конкретно будет преподавать. Так вот.
Привели родители в нашу школу девочку. Они недавно переехали в Москву
из другого региона, где по приказу губернатора (!) уже пару лет
внедряется подобный курс. Причем, по словам родителей, этот самый курс
явился одной из причин перемены места жительства. Я выразил удивление, а
они попросили меня поговорить с ребенком. Состоявшийся разговор
мгновенно выявил причину родительской тревоги.
– Какое счастье, что мы православные!
– Наверное.
– Но если бы вы знали, как я ненавижу католиков!
– Чем же они тебе так насолили?
– Как вы не понимаете! Они же молятся Примадонне!
– Деточка, Примадонна – это Алла Борисовна Пугачева, а католики
молятся Деве Марии, тогда как православные – Матери Божией. Дева Мария и
Божия Матерь – это одна и та же женщина.
– Разве?
Кто-то уже успел отравить ее сознание ненавистью, причем к одной из
христианских конфессий. Прикажете разъяснять десятилетнему ребенку
теологические тонкости, отличающие молитвенную практику католиков и
православных?
Впрочем, ничего нового мы не узнаем. В "Записных книжках" князя Петра
Андреевича Вяземского читаем: "У многих любовь к Отечеству заключается в
ненависти ко всему иноземному. У этих людей и набожность, и
религиозность, и Православие заключаются в одной бессознательной и
бесцельной ненависти к власти Папы". Написано еще в позапрошлом веке.
Представляю себе отношение детей, прошедших такой курс "обучения", к
исламу, с учетом нашего преимущественно евроцентрического образования и
эксцессов на Северном Кавказе...
Не скрою, меня больше порадовало недавнее высказывание одного юноши,
увлеченного компьютерами, который глубокомысленно изрек: "Я догадался:
Бог один – провайдеры разные!"
Почему нельзя продолжать любить свое и при этом не стремиться увидеть
в другом ад? Школа – это место, где мы должны усиливать то, что
объединяет, а не разделяет людей. Вот почему я против расселения детей
по разным конфессиональным квартирам в одном школьном доме.
Почему же так трудно дается признание того, что все мировые религии
содержат общие сердцевинные ценности? Потому что в основе обращения
людей к религии лежат две причины: поиск идентичности и стремление
обрести прочную нравственную опору в жизни. По большому счету две эти
задачи не противоречат друг другу. Но у людей, не имеющих достаточной
подготовки, на первый план выходит поиск идентичности. Религия
превращается для них в средство опознания в примитивной схеме: свой –
чужой. На первый план выдвигается известный вопрос: против кого дружим?
Он и становится основой сплочения.
Прагматичные политики стремятся максимально использовать это
испытанное средство объединения электората, не слишком задумываясь о
последствиях и глубоких корнях, питающих подлинные религиозные чувства
людей. В предельно откровенной форме свою идентичность не так давно
обнажил суверенный Батька: "Я, конечно, атеист, но атеист православный".
Ну что тут скажешь?
Между тем, коль скоро мы всерьез, а не в конъюнктурных политических
целях встаем на путь религиозного просвещения детей и юношества, нам
самим предстоит научиться различать подлинную религиозность и ее
искажение, имя которому – ненависть. Русский философ В. Соловьев был убежден в том, что "мировая задача
состоит не в создании солидарности между каждым и всеми – она уже и так
существует по природе вещей, а в полном сознании и затем духовном
усвоении этой солидарности со стороны всех и каждого".
Пока до такого духовного усвоения очень далеко. Но с чего-то ведь
надо начинать. С чего? С раннего детства, пока ребенка не успели
заразить племенной ненавистью и свирепой религиозностью.
|