Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
"Если бы Мы пожелали, то послали бы в каждое селение предостерегающего увещевателя. Посему не повинуйся неверующим и веди с ними посредством него (Корана) великую борьбу." (Коран Различение:51-52)
С точки зрения людей, далеких от религии, движущей силой социальных трансформаций являются материальные потребности человека.
Многие великие философы, освещая этот вопрос, порой приходили к противоположным выводам: Адам
Смит утверждал, что люди пытаются что-то изменить в погоне за прибылью,
Карл Маркс, развив эту мысль еще дальше, связал весь ход истории с
экономическим прогрессом, а Фрейд считал главным мотивом человеческой
деятельности стремление получить сексуальное удовольствие.
Однако вопрос об
общественных переменах, полностью раскрытый в Священном Коране, говорит
иное. Исламская социальная доктрина немыслима без признания
первостепенного значения веры. Только она, согласно Корану, может стать
основой достижения благополучия.
Наряду с этим, поскольку человек,
окружающая его среда, Вселенная и общество взаимосвязаны, все
управляющие ими законы должны находиться в гармонии между собой. В
противном случае, наступит состояние хаоса.
Но понятие о Боге в
Исламе не сводится к представлению о том, что Он – Святой, Творец и
Достойный поклонения. Коран называет Аллаха «Рабб», что означает
«Господь, Руководитель, Господин», который создал «...и солнце, и луну, и
звезды, подчиненные Его власти. О да! Ему принадлежит и создание, и
власть. Благословен же Бог, Господь миров!» (Коран, 7:54).
Таким
образом, на Боге лежит не только сотворение, но и власть, установление
порядка. Согласно Исламу, Бог является не только Создателем, но и
Повелителем Вселенной.
Подобное понимание приводит нас к осознанию
огромной роли коранического законодательства. Призывы к
воплощению его в жизнь основаны на убеждении, что оно способствует
установлению гармонии между человеком и природой, а также подчинению
воле Создателя.
Исходя из этого, можно выделить следующие базовые принципы социальных изменений:
1. Общество, согласно Корану, является динамично развивающейся
системой. На основании того, каков типичный его представитель, можно
судить, движется ли оно в лучшую или же в худшую сторону.
Человек не
является «щепкой», которая полетит только тогда, когда ее подхватит
поток ветра; он сам – движущая сила, вызывающая изменения в обществе.
Чтобы добиться трансформаций, люди прилагают физическую силу, тратят
энергию, используют свои умственные способности. Но при этом, с точки
зрения Ислама, главную роль играет именно вера: «А если бы обитатели
селений уверовали и боялись Бога, Мы открыли бы им благословения неба и
земли. Но они сочли ложью, и Мы схватили их за то, что они приобрели!»
(Коран, 7:96).
2. Благосостояние как отдельных социальных групп, так
и общества, и нации в целом, во многом зависит от способности людей
изменить самих себя. Бог не меняет положения людей, пока они не
изменятся сами: «Это – потому, что Бог не таков, чтобы изменить
милость, которой Он одарил народ, пока они не изменят то, что у
них в душах, и потому, что Бог – Слышащий, Знающий» (Коран, 8:53).
А подобные изменения требуют от человека критической оценки как самого
себя, так и окружающей его социальной среды. Лишь на основе такой оценки
можно выработать адекватный план действий.
Божественная помощь будет
ниспослана тем, кто будет стараться изменить себя и мир к лучшему.
Конструктивное мышление приводит к положительным результатам.
3.
Путем к успеху и процветанию является соблюдение божественных заповедей.
Об этом говорится в нескольких аятах Священного Корана, например: «А
если бы они устояли прямо на пути, Мы напоили бы их водой обильной»
(Коран, 72:16).
Упоминание о возможности Бога напоить людей «водой
обильной» еще раз свидетельствует о неразрывной связи между законами
природы и теми предписаниями, которыми должно руководствоваться
человеческое общество. Отсюда следует вывод, что общество, подчиняющееся
воле Всевышнего, получит земные блага в изобилии.
4.
Несправедливость и угнетение являются одними из величайших грехов, и они
могут привести к катастрофическим последствиям даже в процветающих
обществах: «Мы погубили поколения, которые были раньше вас, когда они
стали несправедливыми и пришли к ним Наши посланники с ясными
знамениями, а они не уверовали. Так Мы воздаем людям грешным!» (Коран,
10:13).
Всемогущий Бог является Источником абсолютной справедливости, и
Он не любит тех, кто причиняет несправедливость окружающим и самим
себе.
5. Совершение грехов является причинением человеком
несправедливости самому себе, и поэтому приводит к отрицательным
последствиям для грешника.
Поскольку законы, управляющие всем тем, что
происходит с нашей душой, тесно взаимосвязаны с законами физического
мира, наши грехи влекут за собой, в том числе, и материальное наказание:
«И эти селения погубили Мы, когда они стали несправедливыми, и сделали
для их гибели определенный срок» (Коран, 18:59); «И вот – это дома их,
разрушенные за то, что они были несправедливы. Поистине, в этом –
знамение для людей, которые знают!» (Коран, 27:52).
6. У
благополучия человеческого общества есть два наиболее заклятых врага:
голод и угроза безопасности. Справедливая социальная система должна быть
устроена так, чтобы избавить людей от них, поскольку это становится
причиной дальнейших общественных бедствий и бесконечных страданий: «Мы
погубили поколения, которые были раньше вас, когда они стали
несправедливыми и пришли к ним Наши посланники с ясными знамениями, а
они не уверовали. Так Мы воздаем людям грешным!» (Коран, 10:13).
Во
Всеобщей декларации прав человека фактически также идет речь о
необходимости избавить людей от голода и страха, а также создать
подходящую среду для удовлетворения насущных потребностей человека.
7. Основой благополучия является вера. Без нее человечество ожидает
деградация и гибель. Вот что говорит Бог, обращаясь ко всем
представителям авраамических религий: «А если бы обладатели Писания
уверовали и были богобоязненными, Мы очистили бы с них их скверные
деяния и ввели бы их в сады благодати. А если бы они держали прямо Тору и
Евангелие и то, что низведено им от их Господа, то они бы питались и из
того, что над ними, и из того, что у них под ногами. Среди них – есть
народ соразмерный, но скверно то, что совершают многие из них!» (Коран,
5:65-66).
8. Люди должны понимать, что благодать, исходящая от
Бога, является единственным средством защиты от зла этого мира: «Разве ж
было какое-нибудь селение, которое уверовало и помогла ему вера, кроме
народа Ионы? Когда они уверовали, Мы удалили от них наказание позора в
здешней жизни и дали им пользоваться до времени» (Коран, 10:98).
9.
Для того, чтобы человеческое общество было процветающим, в нем должна
существовать не только справедливая система распределения благ, но и
осознание состоятельными людьми своей ответственности перед
обездоленными и неимущими. Если же богатые люди не являются
благочестивыми, все общество может погибнуть: «А когда Мы желали
погубить селение, Мы отдавали приказ изнеженным роскошью жителям
покориться Богу. Когда же они предавались нечестию, то относительно
него сбывалось Слово, и Мы уничтожали его полностью» (Коран, 17:16).
«Бог возвысил одних из вас над другими посредством богатства и
удела. Но те, которым дарован больший удел, не хотят отдавать его своим
рабам, чтобы они не уравнялись с ними. Неужели они отвергают милость Бога?» (Коран, 16:71)
10. Для выживания общества необходимы высокие моральные принципы. В
Коране приводится много притч о древних народах, которые были погублены
из-за того, что позабыли о своих обязанностях, перестали приказывать
добро и удерживать от неодобряемого: «И приводит Бог притчу о селении,
которое было мирно и спокойно; приходило к нему его пропитание
благополучно изо всех мест, но оно не признало милостей Бога, и тогда
дал вкусить ему Бог одеяние голода и боязни за то, что они совершали»
(Коран, 16:112); «И эти селения погубили Мы, когда они стали
несправедливыми, и установили для их гибели определенный срок» (Коран,
18:59).
11. Следует помнить и о том, что раздоры между деградантами
часто идут на пользу тем, кто придерживается Божественной линии. Первые
борются за власть, привилегии и другие материальные блага, но в
результате выигрывают лишь те, кто не принимал участия в борьбе за эфемерные идеалы.
Это фундаментальные правила, которые позволяют понять, как и почему
должны реализовываться социальные трансформации. Но для них требуется
активная жизненная позиция верующих. Если же они будут пассивны, то
подлинный социальный прогресс остановится.
|