Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Ребенок плохо учится. Это, пожалуй, самая распространенная жалоба среди
родителей младших школьников. Часто в этой жалобе родители и учителя не
отмечают никаких других трудностей - плохая успеваемость затмевает для
них все остальное. А ведь за этой жалобой могут стоять разнообразные
причины, такие как задержка психического развития, отсутствие
учебно-познавательных мотивов, астения и другие. И сегодня мы рассмотрим
некоторые из возможных причин того, что "ребенок плохо учится".
Отставание
в учебе имеет много причин. Индивидуальные неудачи бывают обычно в тех
школах, которые не стремятся приспособиться к нуждам и уровню каждого
ученика, в которых с детьми обращаются грубо, требуя от них
безоговорочного послушания, и где классы слишком велики для
индивидуального подхода.
Причины плохой успеваемости могут быть
заложены в самом ребенке. Они могут быть скрыты в его здоровье: плохое
зрение или слух, утомляемость или хроническое заболевание. Причиной
может быть психическое состояние ребенка: нервность и беспокойство по
какому-либо поводу, неумение найти общий язык с преподавателем или
учениками. Бывает, что ребенок плохо читает, потому что ему трудно
узнавать написанные слова. Один ребенок не работает потому, что задания
даются ему слишком легко, другой - потому, что слишком трудно.
Не
ругайте и не наказывайте ребенка, у которого нелады с учебой.
Попытайтесь выяснить, в чем причина его плохой успеваемости.
Посоветуйтесь с преподавателем или директором школы, или с психологом,
если он есть. Проверьте состояние здоровья ребенка, включая зрение и
слух.
Очень способный ребенок
Если в классе все ученики
работают по одной и той же программе, то более способным ребятам может
быть скучно, потому что задания оказываются для них слишком легкими.
Единственным выходом из положения может оказаться переход в более
старший класс. Это может оказаться хорошим решением, только если ребенок
и физически и духовно более развит, чем его сверстники. В противном
случае он будет изолирован и одинок среди товарищей по классу, особенно
когда они вступят в подростковый период. Он может быть слишком тщедушным
для спортивных игр и танцев. Интересы ребенка скорее всего определяются
его возрастом, что мешает ему найти общий язык с новыми товарищами.
Какой ему толк от того, что он поступит в институт в очень молодом
возрасте, если из-за этого он всегда будет одинок?
Для такого
способного ребенка лучше остаться в своем классе, где учатся его
сверстники, при условии, что программа обучения слишком гибкая, т.е. ее
можно сделать более сложной для способных детей. Ему можно поручить
проработать в библиотеке более трудную книгу и сделать по ней доклад.
Если способный ученик работает ради отметок или, чтобы доставить
удовольствие учителю, ребята дают ему клички "Умник", "Любимчик", и т.
д. Но если он работает над общей темой, совместно со всем коллективом,
уважение ребят к нему растет, потому что его ум и способности
оказываются особенно полезными в общем деле.
Даже если вы
считаете своего ребенка очень талантливым, не добивайтесь перевода его в
более старший класс, не соответствующий его способностям. В результате
ребенок будет учиться хуже, чем мог бы, или даже просто останется на
второй год, возвращаясь к своему классу.
Возникает также вопрос,
нужно ли учить смышленых детей читать и считать еще до школы. Родители
рассказывают, что часто дети сами просят показать им буквы и цифры и
прямо-таки напрашиваются на обучение. Это отчасти так, и нет вреда в
удовлетворении любопытства ребенка.
Но во многих таких случаях
есть и другая сторона. Часто родители возлагают на ребенка слишком
большие надежды и хотят, чтобы он превосходил других детей. Когда он
играет в свои детские игры, они относятся к этому спокойно. Но стоит ему
только проявить интерес к чтению, они загораются и с энтузиазмом
помогают ребенку научиться читать. Ребенок, видя восторг родителей,
отвечает на него еще большим интересом. Это может совершенно отвлечь его
от естественных занятий его возраста и превратить его в "грамотея"
раньше, чем нужно.
Для хороших родителей естественно радоваться
прекрасным качествам своих детей. Но необходимо различать, где кончаются
интересы ребенка и начинаются большие надежды родителей. Если родители
по натуре честолюбивы, они должны честно признаться в этом самим себе и
быть начеку, чтобы не позволить своему честолюбию управлять жизнью
ребенка. Чтобы ребенок вырос счастливым человеком и стал гордостью своих
родителей, они не должны оказывать на него давления ни в каком
возрасте, будь то по поводу школьных занятий, уроков музыки или танцев,
спорта или выбора друзей.
Плохая успеваемость из-за нервности
Учебе
ребенка могут помешать различные беспокойства, неприятности и семейные
нелады. Вот несколько примеров, хотя они и не исчерпывают всех
возможностей.
- Шестилетняя девочка мучается чувством ревности к
младшему брату. Это ее нервирует, отвлекает от занятий. Иногда она
неожиданно нападает на других детей без всякой видимой причины.
-
Ребенок может быть расстроен болезнью кого-либо из членов семьи или
угрозой родителей уехать, или неправильно понятыми половыми
взаимоотношениями.
- В первые годы в школе ребенок может бояться
хулигана или злой собаки по дороге в школу, или строгой учительницы,
бояться попросить разрешения пойти в туалет или отвечать урок перед всем
классом.
Для взрослого человека это все может показаться
пустяками, но для застенчивого 6-7-летнего ребенка такие вещи могут
явиться причиной сильного страха, который совершенно парализует его
способность соображать.
Девятилетний ребенок, которого дома
сильно ругают и наказывают, может дойти до состояния крайнего
беспокойства и напряженности и потерять способность удерживать свои
мысли на чем бы то ни было.
Нет интереса к учебе
Бывает,
что ребенок в школе плохо учится потому, что у него просто нет интереса к
учебе. Этому могут быть две причины. Либо родители не вели с ним
совместных познавательных занятий и познавательный интерес у ребенка
просто не сформирован; либо родители "напичкивали" ребенка с раннего
возраста различными знаниями, что вызвало у него отторжение. И в том, и в
другом случае можно рекомендовать разнообразные совместные занятия с
ребенком, включающие в себя познавательные элементы. Например,
совместное наблюдение за ростом растений, фиксация изменений в природе,
ведение дневника погоды, изучение различных видов растений, наблюдение
за домашними животными.
Набор "Юный химик" тоже может быть здесь
очень полезен. Если у родителя есть какой-то свой, личный
познавательный интерес, он может приобщить к нему ребенка в доступной
для него форме. Можно порекомендовать также какой-либо кружок с
познавательной направленностью. Любые совместные познавательные занятия с
ребенком должны проводиться с позиции "на равных" - мы вместе познаем
мир, и учитывать интересы ребенка. Позиция "сверху вниз", - учительская
позиция вдалбливания знаний нерадивому ученику, может здесь только
навредить. Ваша цель - вызвать у ребенка самостоятельный интерес к
познанию мира.
"Ленивый" ребенок
Обычно ребенок, которого
считают "ленивым", на самом деле совсем не ленив. Человек рождается
любознательным и энергичным. Если позже он теряет эти качества, то
виновато воспитание. Причины кажущейся лености различны. Ребенок может
быть просто упрям, потому что его с самого рождения постоянно понукают.
Но он не ленится, когда дело касается его личных увлечений. Иногда
ребенок просто не решается попытаться сделать что-либо из страха
потерпеть неудачу. Это качество развивается у такого ребенка, чьи
родители всегда слишком критически относились к его достижениям либо
требовали от него очень многого.
Иногда плохо учится слишком
добросовестный ребенок, как это ни странно звучит. Он много раз
повторяет уже выученный урок или сделанное упражнение в страхе, что он
что-то
упустил или сделал неправильно. Такой ребенок всегда отстает от товарищей из-за своей излишней суетливости.
Ребенок,
лишенный любви и заботы в раннем детстве, к школьному возрасту, как
правило, становится нервным, беспокойным, безответственным, неспособным
заинтересоваться учебой, найти общий язык с учителями и одноклассниками.
Дорогие
друзья, какова бы ни была причина плохой успеваемости ребенка, нужно,
во-первых, найти причину его неуспеваемости, во-вторых, независимо от
того, сумеете вы найти ее или нет, учитель и родители, объединив свои
знания о ребенке, должны раскрыть его хорошие качества и интересы и,
используя их, постепенно втянуть ребенка в коллектив и его деятельность.
|