Газета "Наш Мир" br> Газета «Наш Мир»
Познание
красот священного Корана - это познание искусства и красоты слова
Господнего, оказывающих глубокое влияние на людей.
Ряд ученых-коранистов
считают красноречие и совершенство коранической речи одним из главных факторов
притягательности этого небесного Писания. Однако, по мнению других
специалистов, одного фактора недостаточно. Расцвет разума и
человеческого совершенства, достигаемого под сенью этой Священной Книги,
происходит по многим причинам. Восторг от чтения и мудрости аятов Священного Корана свидетельствует о том, что гармония и эстетика Корана доступны
для понимания и в то же время бесконечна.
В
числе коранистов, выдвинувших дискуссию об эстетике Корана, следует
назвать Ибрагима ибн Сайяра, известного как Низам. Будучи видным
литератором своего времени, он прекрасно знал риторику, поэзию и прозу
арабского языка. Низам спрашивает: почему арабы, прекрасно владеющие
литературой, не сотворили произведения, подобного Корану? Ибрагим
затрагивает теорию «чуда Корана» и показывает, что аяты этого небесного
писания обладают невиданным, чудотворным построением, придающим ему
особенную красоту.
Ученик
Низама, Джахез, в книге "Назм-уль-коран" (Порядок Корана) отмечает
удивительное построение этого небесного Писания. Мусульманский мыслитель
Хатаи считает красноречие Корана залогом вечной новизны и
притягательности его слога. С давних пор дискуссия о неподражаемом
литературном искусстве и эстетике священного Корана приобрела невиданный
размах и многогранность.
Священный
Коран ведет человека в совершенству. Когда пророк Мухаммад читал
для мекканцев коранические аяты, все знали, что он говорит о небесном и
духовном послании, в корне отличающимся от других речей. Коран гласит о
том, что многобожники и еретики считали это писание чарующим людей. 24
аят суры "Завернувшийся" Коран осуждает их невежество и гласит:
"И сказал: Это (т.е. Коран) не что иное, как пересказанное чародейство."
И
действительно, в красоте Корана и кроется его чудо, вызывающее
изумление даже его отрицателей. Учения этого великого небесного чуда
породили великую цивилизацию в человеческом обществе. Несмотря на то,
что в период ниспослания Корана арабская литература находилась в стадии
расцвета, коранические аяты послужили катализатором дальнейшего литературного
роста и совершенствования, а также способствовали появлению в литературе новых
направлений.
До ниспослания Корана арабский язык был распространен в
виде различных наречии, отличался многообразием грамматических правил.
Однако постепенно популярность перешла к языку Корана и арабский
синтаксис сформировался на основе правил этого Священного Писания. Средневековый богослов
Садик изрек: "Священный Коран - это свидетельство
для нового поколения. Читая Коран и углубляясь в изучение его аятов, человек
находит в себе что-то новое, тогда как никакая поэзия и речи не
создают подобного чувства."
По
мнению ряда коранистов, духовное воздействие Корана считается
фактором, повышающем его эстетическое значение. Об этом свидетельствует
23 аят суры "Толпы":
"Бог ниспослал наилучшее повествование – Писание, (части которого) сходны
(по мыслям и форме) и повторяются. При чтении его содрогаются те, кто
страшится Господа своего. А потом при поминании Бога дрожь проходит и
сердца их смягчаются."
В другом месте Коран касается воздействия на людей и даже не мусульман:
"И
когда они слышат то, что ниспослано Посланнику, видно, как их глаза
наполняются слезами по причине того, что они узнают из истины."
Современные
исследования доказывают духовное воздействие Корана на боли и
страдания. Об этом написано немало диссертаций. Духовное влияние
священного Корана способно в корне изменить мышление и поведение
человека, превратить несведущих людей в людей усердных и мудрых.
Целенаправленность коранических аятов является одним из факторов,
отличающих риторическое искусство этого Писания.
Для искусства, как
правило, дается присущее ему толкование, для эстетики - присущее ей.
Однако искусство Корана невозможно истолковать в определенных рамках,
ибо Коран является превосходным Писанием, жизненным руководством для
человека, а не исключительно литературным произведением.
Например, в
коранических повествованиях важна их цель, которая бросается в глаза
повсюду. Они демонстрируют неподражаемое творческое искусство Всевышнего, уносящее
читателя на арены подлинных и неповторяющихся событий, связанных с
монотеизмом пророчества Авраама, жизнью святой
Марии, ее богослужением и благою вестью Господа ей, сценами искренности и
веры Исмаила, сына Авраама. Все эти божественные аяты приводят в
волнение читателя, сея в его душе семена веры и повиновения и, унося его
вместе с Моисеем к Синайской горе, дарят ему свет – факел на жизненном пути.
Для
более глубинного понимания эстетики священного Корана следует
обратиться к его геометрическому строю. Между использованными в нем
словами и значениями существует неподражаемая гармония и порядок,
смысловая и математическая связь. Коранические истории содержат глубокую истину в
отдельности и особенную красоту сообща.
Автор произведений "Бог и
человек в Коране" и "Моральное значение Корана" Тосихико Изуцо, японец
по происхождению, исследуя геометрическое построение священного Корана,
пришел к выводу, что коранические слова заключают в себе сложную сеть и
многостороннюю взаимосвязь.
Среди
этих эстетических признаков нельзя не заметить ритмичности Корана.
Гармония использованных слов и значений и логичный строй аятов и сур
придают им своеобразный ритм, помогающий читать их нараспев. Исполнение
коранических аятов нараспев с самого начала их ниспослания создавало в
человеке непередаваемое чувство наслаждения. Чтение Корана доставляет
человеку наслаждение и вызывает в нем покорность Всевышнему. Удивительной особенностью
Корана ученые–коранисты считают ритмичность его стихов и гармонию с
человеческой природой.
Таким
образом, Коран является Божественным воплощением и опорой, аяты
которого приглашают истинных эстетов к лицезрению его красот.
Профессор
британских ВУЗов Сент Крейг говорит: "Коран всегда оказывает на меня то
положительное воздействие, что впервые после многолетнего изучения
Корана я понял, что магнетическое влияние на меня этого небесного Писания исходит из его слов, чему в свою очередь существует не одна
причина, а целый свод причин. Это порядок слов и арабский синтаксис
Корана, доступность для понимания, особенно коротких сур." Этот
английский публицист считает величие коранических слов другой
притягательной особенностью Корана и пишет: "Манера изложения Корана
показывает, что в литературном произведении слова могут содержать
одновременно и простоту и величие. Коран, как у его истоков, так и
сейчас выделяется среди остальных небесных писаний, сохраняя свою
свежесть по истечении 1400 лет."
И коротко об этика Корана Вообще, этика
Корана как свода предписаний, исходящих из уст Самого Творца, безупречна
и совершенна, в то время, как всякая попытка создать целостную
этическую систему, основываясь на чисто человеческих теориях и
положениях, объявляется тщетной.
|