Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Географически Русская равнина расположена на Русской плите архейского времени (4 млрд. лет). Через складчатость гор Урала она соприкасается с Сибирской плитой. Древняя Русская плита проявилась обилием жизненных форм и высочайшими объёмами биомассы, что из прошлого выражается в ископаемых углях, а в настоящем – особенными формами течения антропогенеза. На Русской равнине обнаружены самые первые стоянки современного человека. Через последовательно сменявшиеся комплексы археологических культур эти люди стали предками коренного населения этих земель – этнических русских.
В нашей совместной книге с профессором Гарвардского университета (США) Анатолием Клёсовым «Происхождение человека по данным археологии, антропологии и ДНК-генеалогии» (выйдет в свет в ноябре 2010 года) мы подробно рассмотрели соответствия между ископаемым населением центра Русской равнины и носителями некоторых гаплогрупп Y-хромосомы. На основании чего сделали вывод: старейшей гаплогруппой Русской равнины является гаплогруппа I. Её возраст 52 – 47 тысяч лет.
Её дочерняя подгруппа I2, распространённая среди этнических русских, имеет возраст 10525±1090 лет и, скорее всего, соответствует иеневской археологической культуре Волго-Окского региона. А другая дочерняя подгруппа – I1 – имеет возраст 3650±800 лет и, предположительно, соответствует волосовской археологической культуре того же региона. Общий предок гаплогрупп I1 и I2 жил ранее 20 тысяч лет назад и вполне отчётливо соотносится с авдеево-зарайской археологической культурой Волго-Окского региона, а также с ориньякским кругом археологических культур Европы. Сейчас количество потомков гаплогруппы I среди русского населения составляет около 15-ти процентов.
В той же книге приведено обоснование появления на Русской равнине второй гаплогруппы, присущей коренному русскому населению. Это гаплогруппа R. Носители её субкладов R1a1 и R1b в совокупности составляют до 80 процентов населения Центральной России. Возраст гаплогруппы R1a1 составляет около 20-ти тысяч лет.
Известная преемственность археологических культур говорит о движении древнего населения, исключительно европеоидного (предков этнических русских) в восточном направлении в течение всего верхнего палеолита, мезолита, неолита и бронзы.
Привязкой мифологических данных к данным археологии и лингвистики занимались три академика РАН: археолог Б.А. Рыбаков, филолог В.Н. Топоров и лингвист В.В. Иванов. Б.А. Рыбаков уверенно соотносил разные этапы становления индоевропейского общества с таким персонажами, как Мокошь, Велес, Сварог, Перун, Дажьбог и др., а В.Н. Топоров и В.В. Иванов показали их участие в «общеиндоевропейском мифе». Во времена Мокоши и Велеса (50 – 20 тысяч лет назад) предки русских обживали Русскую равнину. При Свароге, Перуне и Дажьбоге (согласно летописям) обустраивали Древний Египет.
Миграции наших предков на восток связаны с именем другого, более позднего героя – сына Дажьбога и внука Перуна – Богумира (имя означает «Лось»; в авестийской передаче Йима, Иман и т.п.). Возглавляемые им носители R1a1 распространились в Северном Казахстане, на Южном Урале (Аркаим), в Киргизии, в Красноярском крае. Везде найдены ископаемые остатки, которые генетически идентифицированы, как род R1a1. Около 3600 лет назад носители гаплогруппы R1a1 перешли с Южного Урала (синташтинская археологическая культура) в Индию, где в настоящее время в высших кастах до 72 процентов людей несут в своих генах гаплогруппу R1a1. В этом направлении сформировались торговые пути.
Наиболее ранним торговым путём является «лазуритовый» путь. Согласно археологическим данным, он функционировал уже с V – IV-го тыс. до н.э. По этому пути торговля полудрагоценным камнем лазуритом осуществлялась между южными пределами Руси и Древним Египтом. Наиболее ранняя находка лазуритовых бус связана с хвалынско-среднестоговской общностью (первая половина V-го тыс. до н.э.). Позже к этому пути присоединился Древний Шумер (вторая половина IV – III-е тыс. до н.э.). (Карты древних торговых путей и ссылки на литературу можно посмотреть по ссылке http://www.organizmica.ru/archive/708/dtpu.shtml ).
В это же время, в III – II-м тысячелетии до н.э. на территории самой Древнейшей Руси основным объектом торговых отношений стал янтарь и изделия из него. На территории Русской равнины находки янтаря связаны с уже упомянутой волосовской культурой (IV – II-е тыс. до н.э.): примерно в 250 могилах собрано в общей сложности около 11700 янтарных украшений. К этому периоду летописи относят правление сыновей Богумира – Словена и Руса. В 24 веке до н.э. «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко».
Несомое волосовской культурой распространение украшений из янтаря покрывало территорию от Прибалтики до Камы и от Вологды до Пензы. «Янтарный» торговый путь связывал население Древнейшей Руси как со странами Европы, так и со странами Средиземноморья. Вывоз «северного золота» и изделий из него в страны Средиземноморья начался, как полагают исследователи, ещё во времена египетских фараонов (34 – 24 вв. до н.э.). В Греции янтарные бусинки находим на всем протяжении микенского периода. Даже в Англии бусы из нашего янтаря обнаружены в середине III-го тыс. до н.э.
В III – II-м тыс. до н.э. пространства до Енисея, Рудного Алтая и Восточного Туркестана были освоены потомками Богумира – европеоидными скотоводческими племенами андроновской культурной общности, носителями гаплогруппы R1a1. В эпоху поздней бронзы, на рубеже II-го и I-го тыс. до н.э. эти европеоиды продвинулись до Забайкалья, Восточной Монголии и Ордоса, сформировав «нефритовый» путь. Он протянулся из Зауралья (добыча), через южное Прибайкалье, через Омск, на Пермь, далее – на Вологду, Иваново, Ярославль и на Москву. С Киевом древние русичи торговали редко. Одним своим крылом «нефритовый» путь доходил до района Куньлунь на территории современного Синьцзян-Уйгурского района (Китай).
Впервые в истории нефритовый путь связал Древнейшую Русь с Дальним Востоком. Он соединял сейминско-турбинской культуру Волго-Камья с глазковской культурой Прибайкалья. В Турбинском могильнике, расположенном в пределах города Пермь, обнаружено 36 нефритовых колец.
Во времена правления сына Богумира – Скифа, то есть в I-м тыс. до н.э. по «нефритовому» пути стали перевозиться изделия из шёлка. Причём, к VI – V вв. до н.э. шёлк появился одновременно – и в Китае, и в скифских курганах Алтая, и в Баварии, и в Кёльне, и в Македонии. Этот, самый ранний, Северный шёлковый путь начинался в западных землях скифов-русов – Северном Причерноморье. Далее шёл через Дон и Воронежские земли, через Нижнее и Среднее Поволжье, огибал Каспий с северной стороны, через Южное Приуралье и Среднюю Азию заканчивался в восточных землях скифов – в Северном Китае.
Помимо шёлка торговля шла зеркалами с надписями. В Китае они изготовлялись в эпоху ранней Хань (со второй половины II-го в. до н.э.). Такие зеркала обнаружены у хутора Виноградный на Нижнем Дону, у села Старая Полтавка в Нижнем Поволжье, на Кубани у станицы Казанской, в селе Кондинское Шатровского района Курганской области и в других местах. Эти находки позволили более уверенно говорить о существовании Северного шёлкового пути.
Часть китайских предметов, оказавшаяся на русской земле, связана с переселением монголоидов из Китая в Древнейшую Русь. Оно началось в железном веке, когда Русской равнины достигли первые переселенцы с Северного Китая. Это были монголоидные носители китайской («финно-угорской») гаплогруппы N. В качестве вероятного народа-переселенца в период II-го в. до н.э. – I-го в. н.э. выступают хунну, потомки которых приняли участие в формировании финского, эстонского, татарского, мордовского и других «финно-угорских» этносов.
Северный шёлковый путь проходил по наиболее густо населённым местам Древней Руси, где правили потомки упомянутых выше Словена и Руса – «им же суть имена: первый Великосан, вторый Асан, третий Авесхасан. Сии же бяху храбръством и мудростию многих превзошедше. Всея же вселенныя тогда самодержец бысть многосчастный Александр, сын Филиппа Македонскаго… посылает к ним з дары многими и писание, всякими похвалами украшено». А специалист в этой области Е.И. Лубо-Лесниченко делает вывод, что на раннем этапе связей Востока с Западом северный путь имел более важное значение, чем южный. Активное его функционирование относится уже к I-му в. до н.э.
В дохристианский период раннего средневековья наблюдается увеличение плотности археологических памятников в южном направлении (Курская область). Однако обширный центральный район Русской равнины (особенно, Ярославская область) по-прежнему доминировал в этом отношении. В это время находки шёлковых тканей обильны. Они тяготеют к Московскому региону и территориям, расположенным северо-западнее от него. Но также находки шёлка встречаются вдоль всего Северного шёлкового пути.
И только на рубеже новой эры помимо Северного шёлкового пути начал действовать Южный шёлковый путь, по которому Греция и Рим начали получать шёлковые ткани. А их «выдающиеся» историки и географы наконец-таки узнали о существовании Китая.
В это же время, то есть в дохристианский период раннего средневековья, активная экономическая жизнь Древнейшей Руси прекрасно маркируется находками «арабских» дирхемов раннего периода (VIII – XI вв.). И вновь масса находок этих монет тяготеет к Московскому региону и землям, расположенным к северо-западу от него, то есть землям летописных русов (потомки Руса), венедов, вятичей и словен (потомки Словена). И что удивительно – несмотря на то, что серебряные дирхемы производились в странах Халифата, ни один из производителей не оставлял ни одной монеты для собственного пользования. Даже собственную армию содержал на медные заменители! А в Древнейшей Руси эти серебряные слитки весом 2,5 – 3 грамма шли на украшения русским женщинам. Общий вес таких украшений частенько превышал 300 граммов.
Таким образом, коренное население Русское равнины было сформировано европеоидными носителями гаплогруппы R1a1 – этническими предками современных русских. Распространяясь на восток, наши предки создали несколько последовательно действовавших торговых путей. Самый ранний из них, «лазуритовый» путь, действовал 7 – 6 тысяч лет назад. Продолжительные связи востока и запада, поддерживавшиеся последующими торговыми путями – «янтарным», «нефритовым», «северным шёлковым» и «дирхемным», – функционировали на протяжении четырёх – пяти тысяч лет и определяли экономические, демографические и цивилизационные параметры развития Древнейшей Руси в этот период. Столь долгое функционирование одного и того же маршрута торговли наводит на мысль о существовании в указанном районе древнего государства, о мощности которого говорит тот факт, что все изготавливаемые в Халифате серебряные дирхемы оседали только на территории этого государства и среди всего населения только этого государства.