Газета "Наш Мир" br>Южную Америку не зря называют «задним двором» США. С XIX века американцы привыкли распоряжаться там как у себя дома. Элиты всех южноамериканских стран были оптом скуплены Белым домом, а региональное соперничество между ними только подстёгивалось Вашингтоном, поскольку не позволяло южноамериканскому континенту объединиться в монолитный геополитический организм.
Периодически то в одной, то в другой латиноамериканской стране появлялись непокорные политики, не желавшие терпеть диктат Белого дома. Но они, как правило, долго на посту не задерживались. Об этом детально написал Джон Перкинс, автор книги «Исповедь «экономического» убийцы», в которой он приводит факты физического устранения американцами непокорных южноамериканских лидеров.
Сам Д. Перкинс - бывший «экономический убийца». Наделенный незаурядным талантом убеждения и вооруженный солидными экономическими знаниями, он десять лет верой и правдой служил интересам американской верхушки. Его задачей являлось разорение стран третьего мира по заказу американских корпораций. Раскаявшись и выпустив книгу, он ратует за большую экономическую независимость развивающихся стран, в том числе в Латинской Америке.
Сегодня реальный вызов диктату США на южноамериканском материке готовы бросить два человека - глава Боливии Эво Моралес, член партии «Движение к социализму», и президент Венесуэлы Уго Чавес - глава Единой социалистической партии Венесуэлы.
Именно Уго Чавеса американцы называют своим главным идеологическим врагом. Именно против него работают аналитики ЦРУ, американский дипломатический корпус в сопредельных государствах и администрация Белого дома. Сам Чавес платит им той же монетой, но поскольку политических и экономических ресурсов у Венесуэлы не так много, её президент опирается больше на свою харизму и стойкость характера.
Вспомним хотя бы его эффектное появление на трибуне Генеральной Ассамблеи ООН в 2009 году. Тогда Чавес показал залу томик книги американского писателя-диссидента Ноама Чомски (профессор Массачусетского технологического университета) «Гегемония или выживание: Америка претендует на мировое господство». Этот труд Чавес настоятельно рекомендовал гражданам США и участникам Генассамблеи. Затем он громогласно произнёс: «Вчера сюда приходил дьявол. Прямо сюда, и стол, напротив которого я стою, до сих пор пахнет серой. Вчера, дамы и господа, с этой трибуны президент США, которого я называю дьяволом, говорил так, будто владеет миром».
Такому глумлению бывший тогда президентом США Джордж Буш ещё не подвергался. Потому что не было столь прямолинейного и принципиального политика, который бы осмелился высказать «главному мировому империалисту» все претензии прямо в лицо.
Сам же Чавес борется с американской гегемонией всерьёз и долго.
Сегодня он пытается создать вокруг Венесуэлы ось государств-единомышленников, разделяющих его революционные боливарианские идеи. Такой режим в последнее время установился в Боливии с избранием президентом Эво Моралеса. В конце 2006 года победу одержали потенциальные союзники Уго Чавеса - Даниэль Ортега в Никарагуа и Рафаэль Корреа в Эквадоре. Для обозначения союза Венесуэла - Куба - Боливия Уго Чавес в начале 2006 года изобрёл термин «ось добра» в противовес американской «оси зла».
Государства эти сближает не только левая антиимпериалистическая и антиамериканская риторика их лидеров, но и реальная взаимная выгода от сотрудничества: по данным США, Венесуэла ежедневно поставляет на Кубу около 90 тыс. баррелей нефти по льготным ценам, что позволяет Кубе даже зарабатывать на реэкспорте нефти. Куба, как уже говорилось, направила в Венесуэлу десятки тысяч своих технических специалистов, в том числе около 30 тыс. врачей.
Для Боливии Венесуэла является источником инвестиций для разработки газовых месторождений. В начале июля 2006 года Чавес, выступая в качестве почётного гостя на саммите Африканского союза в Гамбии, призвал африканские страны «оказывать сопротивление американскому неоколониализму» и установить более тесные связи между Латинской Америкой и 53 государствами-членами панафриканской организации.
К партнёрству против США Чавес пригласил также Белоруссию, Россию и Иран. Американская экспертная мысль отреагировала молниеносно. В обиход была запущена аббревиатура VIRUS (по первым буквам названий государств - Венесуэла, Иран, Россия). Обозвав «вирусом» геополитическую ось Каракас - Тегеран - Москва, Белый дом заявил, что эти страны составляют «ось безнаказанности».
По мнению американского политолога Шона Гофорта, «VIRUS представляет собой политический альянс, который постоянно расширяет дипломатическое сотрудничество и укрепляет свой военный потенциал. До недавних пор каждая из этих стран находилась под контролем прозападных соседей - Израиля, Колумбии и блока НАТО».
Объединившись, Венесуэла, Иран и Россия представляют более серьезную угрозу для «западного порядка», чем каждая из них в отдельности. «Анды, Ближний Восток и Восточная Европа напоминают пороховые бочки , - пишет Гофорт. - Россия стремится вернуть себе статус сверхдержавы, Иран и Венесуэла стремятся к превосходству в своих регионах, также имея прицел на глобальное доминирование».
Против Венесуэлы и её лидера была развязана самая настоящая информационная война.
Как отметил политолог Нил Никандров, эксперты министерства связи и информации Венесуэлы подвергли детальному анализу десятки газет, обладающих определённым весом на международной арене. Среди них «ABC» (Испания), «Clarín» (Аргентина), «El Comercio» (Эквадор), «O Globo» (Бразилия), «La Jornada» (Мексика), «El Mercurio» (Чили), «La Razón» (Боливия), «New York Times» и «Washington Post» (США). Было установлено, что 90 % публикаций, посвящённых Венесуэле, имеют негативный характер и ориентированы на создание ложных представлений о «популистском режиме», целях боливарианской революции, характере реформ и, особенно, деятельности президента Уго Чавеса.
«Режим Чавеса» обвиняется во многих грехах: поощрении экстремизма и оказании финансово-материальной помощи террористам (к ним относят партизанские группировки в Колумбии), в сотрудничестве с наркокартелями, в разжигании гонки вооружений на континенте, в использовании богатейших нефтяных ресурсов для рекрутирования латиноамериканских государств в социализм XXI века.
Большая часть подобных «информационных сообщений» создаётся в специализированных центрах информационно-психологической войны США.
По словам Н. Никандрова, изучением тактики информационной войны Вашингтона против Каракаса занимается американская журналистка Ева Голинджер. Ей удалось на примерах показать, что к этой войне «причастны в равной степени спецслужбы США, Госдепартамент, Пентагон, исследовательско-аналитические центры американского военно-промышленного комплекса, институты, разрабатывающие стратегию и тактику «войны четвёртого поколения».
И сегодня «для прямых информационных атак на Венесуэлу используются, среди прочих, такие организации как «Национальный вклад в поддержку демократии», «Репортеры без границ», «Межамериканское сообщество прессы», «Институт прессы и общества», «Сеть по поддержке справедливости и мира» и многие другие.
Ключевые телеканалы США, привлечённые для распространения дезинформации о «режиме Чавеса», - это CNN (на испанском языке) и FOX NEWS. Они позволяют себе очень многое, даже «цензурировать» те выступления президента Обамы, которые могут быть истолкованы в качестве «жеста доброй воли» в отношении «популистских режимов».
Помимо десятков частных радиостанций, ведущих пропагандистские трансляции на Латинскую Америку с территории США, для борьбы с «диктатурой Чавеса» используются «Радио Марти» и «Голос Америки». Решение о подключении «Голоса Америки» к ведению интенсивного вещания на Венесуэлу было принято еще при Буше-младшем, и нынешняя администрация в Вашингтоне ни на йоту не отступила от поставленной перед радиостанцией задачи: «Голос Америки» должен придерживаться критической позиции и доводить до венесуэльского народа правду о том, что происходит в их стране, а также противодействовать ожесточённой пропаганде, которую развернул Чавес в Никарагуа, Боливии, Эквадоре и на Кубе».
Вашингтон от мыслей по свержению власти в Каракасе не отказывается. Надеюсь, что Уго Чавес превратится для Белого дома во второго Фиделя Кастро. И тогда проблем у англосаксов на их «заднем дворе» прибавится.
|