Газета "Наш Мир" br>Америка хочет, чтобы в Центральной Азии было безопасно, но заниматься приоритетно этим просто не имеет возможности.
Чем ближе саммит ОБСЕ в Астане, тем больше предположений и оценок высказывается относительно того, что конкретно сможет получить от проведения этого мероприятия и сам Казахстан, и весь регион Центральной Азии. Ведь помимо чисто имиджевого значения подобной встречи (а этот саммит, напомню, будет первым с 1999 года) важно будет и то, насколько международное сообщество «более фасадно» повернется в своих интересах как к самому Казахстану, так и ко всему региону.
И, вне всякого сомнения, одной из важнейших составляющих этого саммита будет дальнейшее развитие отношений между Казахстаном и Соединенными Штатами. Хотя многие эксперты считают, что контакты Астаны и Вашингтона и так вроде бы развиваются успешно, и даже те шероховатости, которые в них время от времени возникают, принципиально не меняют общего вектора взаимонеобходимости и взаимной поддержки друг друга, тем не менее тема эта весьма актуальна не только на ближайшие пару месяцев, но и дальнюю перспективу. Сами американцы довольны тем, что Казахстан - единственный во всей Центральной Азии - сам берет на себя роль ведущей страны, сам инициирует массу важных и актуальных инициатив по различным вопросам региональной и мировой политики. А со стороны США в этой ситуации куда проще взаимодействовать в этом крайне нестабильном и непредсказуемом регионе при наличии такого партнера, как Казахстан, нежели действовать в одиночку, да еще в достаточно неприязненном и зачастую откровенно враждебном окружении.
Казахстан приоритетен для Америки в обеспечении безопасности всей Центральной Азии. Но в Вашингтоне по-прежнему ждут от республики важных политических и экономических реформ
С момента получения Казахстаном поста председателя в ОБСЕ в Вашингтоне дали недвумысленно понять, что «политический аванс», полученный Астаной, желательно сопроводить и принципиальными изменениями в политической и экономической сферах. Конечно же, Америка очень ценит тот факт, что Казахстан играет крайне важную роль в обеспечении общей стабильности в Центральной Азии и оказывает помощь тем странам региона, где ситуация в любой момент может выйти из-под контроля (как это было уже неоднократно в случае с Кыргызстаном).
При любом раскладе и в дальнейшем Соединенные Штаты будут сотрудничать с Казахстаном в добыче нефти, газа и других полезных ископаемых, имеющихся в недрах республики, и содействовать прокладке новых энергетических маршрутов на мировые рынки (разумеется, не в сторону России или Китая, но по тем направлениям желающих взаимодействовать с Астаной и без Америки достаточно).
С точки зрения важности казахстанского рынка для американских компаний, то его общие объемы (от 600 до 700 миллионов долларов в год) не представляют какого-то ключевого приоритета. Однако американцы прекрасно осознают, что через Казахстан они могут успешно работать на весь центральноазиатский рынок, а экспорт товаров и услуг из США во всю Центральную Азию куда выгоднее осуществлять через предсказуемого, надежного и вменяемого по всем параметрам партнера.
По-прежнему внушительны и объемы американских инвестиций в Казахстане - они составляют примерно 137 млрд. долларов, из которых на добывающий сектор приходится более 15% этой суммы. При этом американцам понятна общая схема работы с Казахстаном, инвесторы из США уже не боятся вкладывать внушительные средства в республику и ее объекты, а сам Казахстан именно с помощью американских денег смог значительно оживить целые сектора своей экономики. Прежде всего это касается ядерной энергетики и безопасности ядерных объектов, добычи нефти и природного газа, работы над созданием производств по возобновляемым источникам энергии и вопросам обеспечения энергоэффективности производств на территории республики. По всем этим позициям Соединенные Штаты предоставляют Казахстану передовые технологии и всячески содействуют Астане в обеспечении не только национальной энергетической безопасности, но и надежности энергопоставок для всего Центрально-Азиатского региона.
Вполне успешно развиваются и политические контакты между двумя странами. Весной этого года состоялась первая встреча между Н. Назарбаевым и Б. Обамой, в ходе которой практически по всем обсуждаемым вопросам было достигнуто взаимопонимание (что достаточно нечасто можно встретить с американской стороны, когда дело касается постсоветских стран, особенно расположенных в Центральной Азии). Наконец, американцам удалось получить от Астаны поддержку своих действий по Афганистану, в том числе и выделение казахстанским правительством финансовых средств для осуществления ряда программ помощи этой многострадальной и разоренной войной стране. Соединенные Штаты вообще очень щепетильно следят за тем, как к помощи афганской стороне относится та или иная страна, и Казахстан в этом «афганском списке» у Вашингтона значится с большим знаком плюс.
На саммит ОБСЕ Обама, скорее всего, не приедет, потому как будет загружен «домашними проблемами»
Как известно, казахстанская сторона прилагала весь этот год много усилий для того, чтобы в предстоящем в Астане саммите ОБСЕ принял участие американский президент. Вопрос этот был поставлен той же американской стороне принципиально, потому как своим посещением столицы Казахстана для саммита американский президент мог бы одновременно поднять статус отношений США со всем Центрально-Азиатским регионом. А с учетом того, что война в Афганистане неизвестно когда закончится (или закончится ли она там вообще), подобное сотрудничество Соединенным Штатам в Центральной Азии крайне стратегически важно и приоритетно.
Между тем ситуация в самих Соединенных Штатах развивается так, что уже хорошо будет, если в Астану на саммит ОБСЕ приедет госсекретарь Х. Клинтон. Самому же Б. Обаме почти гарантированно будет несладко на ближайших промежуточных выборах, которые пройдут в начале ноября, и где, как ожидается, демократы понесут немалые потери и в конгрессе, и в сенате, и на руководящих постах в ряде крупных городов и штатов, где будут проводиться выборы мэров и губернаторов.
На сегодня общая атмосфера политической борьбы в США вызывает большие опасения у демократов, поскольку рейтинг популярности самого Б. Обамы крайне низок, практически ни одна из задуманных им реформ реально не осуществляется (и в сфере здравоохранения, и в плане снижения налогов, и в рассмотрении нового иммиграционного законодательства). А все это неизбежно вызывает открытое недовольство со стороны рядовых американских избирателей, которые слишком понадеялись на перемены, обещанные им нынешним американским президентом, но в результате так и не почувствовали никакого улучшения в собственной жизни. Важно и то, что в Америке сейчас очень усилились позиции тех кандидатов в конгрессмены и сенаторы, которые не просто резко критикуют Б. Обаму и его команду за якобы «непрофессионализм» и «предательство интересов Америки», но и вообще призывают к смене всей американской политической элиты, считая ее «зажравшейся» и «идущей на поводу у иностранных государств».
Кстати, тот самый курс на более взвешенный учет позиций и интересов других государств, который Соединенные Штаты стали проводить при президенте Б. Обаме (и что вроде бы находит поддержку у мирового сообщества), вовсе не поддерживается, как показывают опросы общественного мнения, многими рядовыми американскими избирателями. То есть желание непременно указывать другим, что и как делать, и по максимуму «воспитывать» несогласных с лидирующей ролью Америки, пока доминирует в среднестатистическом сознании американцев. А, соответственно, те, кто сегодня будет именно такой позиции «сильной руки» придерживаться, имеет не только неплохие шансы попасть на Капитолийский холм после выборов в ноябре, но и существенно влиять на формирование американской политики в целом - как внутренней, так и внешней.
В этом плане казахстанской стороне стоит учитывать, что как минимум до нового года внешняя политика США и ее интересы будут Белый дом интересовать только в самом экстренном случае. А до этого на повестке дня администрации Б. Обамы будут вопросы чисто внутренние, и не факт, что с ними демократам в ближайшее время удастся удачно справиться.
«Афганский перекресток»: место сотрудничества Астаны и Вашингтона изменить нельзя
Однако как бы ни доминировали в нынешних интересах Белого дома внутренние дела, ситуация в Афганистане для Б. Обамы и его команды -приоритет, который при любых раскладах будет и дальше определять само существование Америки и ее роль в мировых делах. Для Соединенных Штатов афганская операция является не просто важной с военной точки зрения, но и определяет общие политические ориентиры поведения в международном самоутверждении и сохранении своего влияния в мире.
Разумеется, многие вопросы американцы будут и дальше решать в тесной связке со своими союзниками по коалиции из стран НАТО. Между тем и расширение сотрудничества с центральноазиатскими государствами по Афганистану для Вашингтона чрезвычайно важно. И здесь многое будет зависеть от того, насколько та или иная страна региона сумеет убедить Америку в своей первостепенной нужности и полезности.
Казахстану здесь есть смысл и дальше играть как бы сразу на двух площадках. Одна из них - непосредственное сотрудничество с силами коалиции и конкретно с Соединенными Штатами во вспомогательных операциях по Афганистану - как на территории этой страны, так и в самом Казахстане (это касается обучения афганских кадров в казахстанских учебных заведениях).
Другое направление - участвовать в региональных усилиях не только США, но и остального мирового сообщества приоритетно в тех сферах, где Казахстан на помощи Афганистану мог бы сделать себе неплохой прежде всего политический капитал. В плане какого-либо тесного сотрудничества и координации афганской деятельности с другими странами Центральной Азии у Казахстана вряд ли что-то сможет получиться. А вот содействие американцам по целому ряду их региональных усилий, направленных на поддержку сил коалиции в Афганистане, для Казахстана и выгодно, и будет вполне по силам.
Чем дальше будет продолжаться афганская кампания, тем чаще Соединенные Штаты в той или иной форме будут обращаться к странам региона за помощью либо в создании перевалочных, складских и транзитных баз на их территории, либо просить дать разрешение на создание транспортных центров по типу базы «Манаса» в Кыргызстане, что на определенном этапе может оказаться не так уж безразлично для Казахстана. А вот участие непосредственно в военной операции в Афганистане со странами НАТО казахским военным (даже на уровне всего лишь медперсонала и штабных офицеров) может оказаться для Астаны не таким уж безобидным, как это может показаться на первый взгляд. Ведь ситуация во всем регионе Центральной и Передней Азии по-прежнему остается крайне нестабильной, и ввязываться в конфликт, из которого никто не знает, каким образом выйти, для Казахстана на нынешнем этапе было бы не совсем приемлемо.
В целом же у казахстанско-американских отношений, даже в случае, если на промежуточных выборах в ноябре однопартийцы Б. Обамы потерпят поражение, довольно неплохие перспективы. В Америке если не окончательно, то на вполне приемлемом уровне осознали, что куда лучше иметь в регионе предсказуемых и надежных союзников, нежели враждебно настроенных и презирающих США «клиентов по получению американской помощи».
А при таком отношении со стороны Соединенных Штатов и у Казахстана появляются новые возможности для расширения и выгодного экономического сотрудничества и получения поддержки от Вашингтона в важных инициативах Астаны как регионального, так и международного значения.
|