Газета "Наш Мир" br>
На пороге – очередная волна острых респираторных вирусных инфекций. Сколько заработают на этом фармкомпании и аптеки?Когда
видишь, как взлетают цены в пик заболеваемости, возникает вопрос, что
появляется сначала: опасные вирусы, а потом лекарства от них, или
наоборот?
Доходы от продажи лекарственных средств по всему миру в прошлом году превысили 800 миллиардов долларов.
Как известно, именно спрос рождает предложение. И тут возникает масса
коварных вопросов. Как появляются вирусы? Не искусственно ли они
внедряются, создавая ажиотаж и массовые продажи лекарств? –
Считается, что новый вирус гриппа при определенных манипуляциях можно
создать в течение двух дней, – говорит главный научный сотрудник
лаборатории противовирусной защиты Института микробиологии и вирусологии
РК, доктор биологических наук Андрей Богоявленский. – Но для этого
лаборатория должна обладать определенной материальной базой,
соответствующим оборудованием и реактивами, иметь квалифицированный
персонал… Существуют библиотеки генов того или иного вируса, с помощью
которых можно создать вирусоподобную частицу. Более того, изменение
только одного гена некоторых вирусов способно привести к появлению
вариантов возбудителя инфекции, обладающих практически 100-процентной
летальностью. И все же это можно отнести только к гипотетическим
возможностям.
Изменение только одного гена
некоторых вирусов способно привести к появлению вариантов возбудителя
инфекции, обладающих практически 100-процентной летальностьюНебольшие
коллекции штаммов вирусов находятся в казахстанских научных институтах.
Но, как заверили нас ученые, внутри страны нет черного рынка штаммов. А
вот по Интернету при желании можно найти такую информацию за границей.
Официальная
же покупка штаммов вирусов может происходить через институты, и тут
стоимость "материала” самая разнообразная. От 20 до нескольких тысяч
долларов – в зависимости от промышленной значимости.
Куда дороже обходится изготовление самих лекарственных препаратов…
–
Существует общее правило: затраты на поиск препарата и исследование его
биологических свойств составляют не более 10 процентов от суммы,
необходимой для продвижения этого препарата к производству. А эта сумма в
некоторых случаях может составлять до полумиллиарда долларов! – говорит
Андрей Богоявленский. Существует общее правило:
затраты на поиск препарата и исследование его биологических свойств
составляют не более 10 процентов от суммы, необходимой для продвижения
этого препарата к производствуПонятно, что это под силу лишь
крупным фармацевтическим компаниям. И наивно полагать, что создаются
такие дорогостоящие препараты только ради спасения человечества, в том
числе это делается для получения прибыли. Что же касается Казахстана, то
наши ученые скромно держат свои разработки в лабораториях. – Мы
разрабатываем антивирусные препараты растительного происхождения, –
продолжает наш эксперт. – Но все упирается, как обычно, в нехватку
денег. В Казахстане почему-то частный бизнес не заинтересован в том,
чтобы вкладывать деньги в изобретение и производство лекарств. На самом
деле в каждой научной лаборатории есть такие разработки, которые
хотелось бы довести до производства. В Казахстане почему-то частный бизнес не заинтересован в том, чтобы вкладывать деньги в изобретение и производство лекарствСредняя
сумма финансирования научного гранта в Казахстане не превышает 10–20
миллионов тенге в год, что, в принципе, достаточно для изыскательских
работ.Но, чтобы провести доклинические испытания препарата
внутри страны, нужно более 25 миллионов тенге. В общем, разработка новых
лекарственных препаратов в Казахстане делом прибыльным не считается… Цепочка получающих прибыль с обычного жаропонижающего или антивирусного препарата – огромная.Начнем
с самого близкого к потребителю звена – казахстанских аптек. Как только
появляются очереди, цены на самые популярные препараты взлетают вверх.
Бывший владелец небольшой аптеки в Алматы Мария Петрова рассказала о
том, как накручивают цены перед вспышкой сезонного гриппа. Оказалось,
что выручка в пик обострения взлетает почти в 4 (!) раза:
–
Выручка взлетает в осенне-зимний период за счет антибиотиков и
противовирусных средств. Впрочем, мелким аптекам от этого "пирога”
достаются лишь крохи. Выручка и прибыль – это разные вещи: как только
увеличивается спрос на препараты в связи со вспышкой того же ОРВИ,
тотчас вырастают закупочные цены. Чтобы хорошо заработать, крупные
аптеки делают закуп заранее, а потом ловят разницу. Но для этого надо
иметь свободные деньги.
Вторые в цепочке – склады. Склады специально создают искусственный дефицит, а потом выкидывают в продажу лекарства по высоким ценам– Склады специально создают искусственный дефицит, а потом выкидывают в продажу лекарства по высоким ценам, – продолжает Мария.
Но
на складах нас попросили на слово поверить, что цены не меняются к
сезону, а если и бывает скачок, то это зависит от дистрибьюторов…
Несколько казахстанских дистрибьюторов, к которым обратились за
разъяснениями, предпочли сослаться на занятость и не говорить на тему
ценообразования лекарств. Но больше всего выручки аптеки получают от
лекарств-пустышек:
– Аптеки торгуют нелегалом, это уже не секрет,
– заявляет наша собеседница. – К декабрю много такого товара будет,
просто обычные люди не знают этого, покупают за бешеные деньги, а там в
лучшем случае просто сахарок. Если брать такой товар, то выручка
увеличится раза в четыре… Многочисленные биологические добавки, которыми уставлены полки аптек, вообще не являются лекарствами.Их
проверяют только на предмет отсутствия токсичности и вредных
красителей, как признались нам специалисты. Цены же доходят до
нескольких тысяч тенге. В аннотациях – целый ряд недугов, от которых
обещает избавить препарат. Но никто не проверяет, работает это или нет.
Выходит, что контроля практически нет ни за ценами, ни за качеством
препаратов.
– По законам рынка спрос всегда рождает предложение,
но в вопросе лекарственного обеспечения должна быть социальная
ответственность. Есть вещи, на которых нельзя зарабатывать, но у нас это
активно практикуется, – говорит Бахыт Туменова, руководитель
общественной организации "Аман-Саулык”. – В период острых инфекций
– того же гриппа – государство должно усиливать контроль. А что видим
мы? Идет ажиотаж. С теми же вакцинами – из года в год одна картина.
Сначала начинается бесплатная вакцинация. А потом говорят: вакцин нет,
приходите через две недели – и начинается усиленная реклама всякого рода
препаратов, которые вылечат, защитят. Это просто заколачивание денег!
При этом широко рекламируемые препараты – вовсе не панацея. Иногда с
участием медицинских работников на людях зарабатывают деньги, пользуются
авторитетным мнением.
Наконец, медицинские работники, продающие
препараты из-под полы со своей накруткой, – это еще один сегмент в
цепочке зарабатывающих на нашем здоровье. И реального контроля в этом
вопросе тоже нет.
|