Не нужно далеко ходить за примерами того, как люди судорожно цепляются за свои верования, даже под напором железных доказательств обратного. Многие до сих пор верят, что жизнь зародилась всего несколько тысяч лет назад, или что отбеливатель - это панацея от всех болезней. Почитайте комментарии, которые пишут пользователи в интернете и вы, несомненно, натолкнетесь на легионы людей, слепо поддерживающих эти идеи, вопреки всем разумным доводам.
Хотя такое положение дел может расстраивать, но в нем нет ничего удивительного. В новом исследовании, Дэвид Гэл и Дерек Рукер из Северо-Западного университета, обнаружили, что когда убеждения людей подвергаются внешнему давлению, они становятся еще большими сторонниками своих идей. Ученые провели три эксперимента: первый на отношение к экспериментам над животными, второй на пищевые предпочтения и третий на выбор Мака или ПК.
Гэла и Рукера вдохновил на это исследование классическая книга по психологии под названием "Когда пророчество оказывается ложным". В ней описывается, как Леон Фестингер с коллегами проникли внутрь американского культа. Лидер культа, Дороти Мартин, убедила своих последователей в том, что летающие тарелки спасут их от надвигающегося всемирного потопа. Многие поверили ей, отдав все свои сбережения и расставшись со своими родственниками, чтобы встретить внеземных спасителей. Когда в назначенное время ничего не произошло, группа пришла к выводу, что их праведность спасла Землю от разрушения. Сменив, по отношению к СМИ, гнев на милость, они перестали избегать публичности, и стали активно проповедовать свои убеждения. Отсутствие летающих тарелок, вместо того, чтобы поколебать их веру, превратило их в ревностных проповедников.
Данное исследование натолкнуло Фестингера на теорию о "когнитивном диссонансе", вызывающем дискомфорт у людей, чьи убеждения подвергаются испытанию. Фестингер пришел к выводу, что люди готовы пойти на многое, чтобы потушить этот конфликт. Одним из выходов может быть изменение своих убеждений перед лицом новых данных, но в случае с последователями Мартин, это оказалось им не по силам. Выходом стала попытка найти общественную поддержку своим идеям. Если бы больше людей поверило в это, то их внутренний конфликт стал бы не таким острым.
В первом эксперименте, Гэл и Рукер опросили 88 студентов, на предмет их взглядов на проведение испытаний на животных. Удивительно, но предыдущие исследования показали, что люди чувствуют меньше уверенности, когда пишут левой рукой (левши - правой). Исследование Гэла и Рукера в очередной раз подтвердило это.
Оказалось, что когда их просили написать текст, с целью убедить других, то те, кто чувствовал себя неуверенно, писали значительно более длинные письма. Когда их подтачивал червячок сомнения, они тратили значительно больше усилий на убеждение других.
Во втором эксперименте приняло участие 151 новых добровольцев. На этот раз, они влияли на степень уверенности участников тем, что просили половину вспомнить случаи, когда они были полностью уверены в своей правоте, а другую половину случаи, когда они сомневались в своей правоте. После этого, провели опрос: были ли они веганами, вегетарианцами или мясоедами, насколько они уверены в своих убеждениях и насколько для них это важно.
Как и ожидалось, те, кто вспоминал случаи из жизни, когда их съедали сомнения, были менее уверены в своих пищевых предпочтениях и защищали свои убеждения более рьяно. Когда их просили убедить кого-либо в правильности их диеты, они писали значительно более длинные сообщения и тратили больше времени на их составление.
Но так себя вели только те, для кого их диетические предпочтения были очень важны. Из этого следует, что связь между сомнением и попытками убеждения других, крепче у тех, для кого дороги их убеждения.
В третьем исследовании, студентов опять разделили на две группы, одну половину попросив вспомнить момент, когда они были в чем-то твердо убеждены, а другую - когда они были снедаемы сомнениями. Обе половины считали, что продукт Apple превосходит ПК. И опять, те кто больше сомневался - прилагал больше усилий к убеждению, но только в том случае, если считали, что убеждают человека широких взглядов.
Во всех трех случаях, сомнения заставляли людей прилагать больше усилий к убеждению других. Исследование показало, что эффект усиливается, когда под угрозой чьи-то личностные убеждения, если эти верования для них важны и если они считают что к их аргументам прислушаются.