Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
По мнению видного американского эксперта по вопросам народонаселения, Россия переживает беспрецедентный демографический кризис. Сокращение численности населения страны может помещать Кремлю в предстоящие десятилетия реализовать свои экономическую и дипломатическую программы.
По словам ученого Американского института предпринимательства Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt), в то время как многие страны Европы и мира сталкиваются с двойной проблемой старения населения и сокращения темпов рождаемости, в России наблюдается уникальное явление, а именно крайне высокий для сравнительно развитой страны уровень смертности.
"Россия завела нас в никем не изведанные сферы, – подчеркнул Эберштадт в ходе недавней презентации своей книги "Демографический кризис в России в мирное время: Масштабы, причины, последствия". Книга вышла в свет весной этого года.
После советской власти в России резко упал уровень рождаемости, который сейчас сильно отстает от коэффициента воспроизводства населения. Усугубляет эту проблему уровень преждевременной смертности, сходный с тем, что наблюдается в нищих развивающихся странах, но никак не в странах со сравнительно благополучным, образованным населением.
Продолжительность жизни в России резко выросла в 1950-ые годы и начало 1960-ых годов, замерла на достигнутых отметках в середине 1960-ых годов, а после 1990-ых годов начала резко снижаться. На сегодняшний день продолжительность жизни среднестатистического мужчины в России составляет около 62 лет, женщины – 72 года.
Николас Эберштадт, презентация книги которого состоялась в Американском институте предпринимательства в Вашингтоне, с готовностью признает, что ни он, ни привычные социологические теории не могут полностью объяснить причины этой российской катастрофы. Россия идет своим, уникальным по неблагополучию путем.
Среди россиян зафиксирован высокий уровень заболеваемости ВИЧ/СПИДом и другими инфекционными заболеваниями, но на их долю приходится лишь малая толика смертей. Более серьезную проблему представляет уровень сердечнососудистых заболеваний, который примерно в четыре раза превышает аналогичные показатели в странах Западной Европы. Уровень гибели россиян от насильственных смертей (в результате несчастных случаев, убийств и т.д.) необыкновенно высок для страны, находящейся на столь высоком уровне социально-экономического развития, да еще в мирное время. Но это отклонение опять же объясняет лишь небольшую долю из почти 7 миллионов дополнительных смертей, зарегистрированных в России с 1991 года.
Эберштадт отвергает само собой напрашивающееся объяснение, что главной причиной роста количества смертей стала травма, вызванная распадом СССР в 1991 году. По его словам, центральноевропейские страны быстро оправились после распада коммунистической системы и продолжительность жизни в их странах стала возрастать, да и страны Запада, экономика которых серьезным образом пострадала в годы Великой депрессии, не переживали такой демографической катастрофы, что наблюдается сейчас в России.
"К сожалению, Российская Федерация в свое время пережила несколько витков сокращения населения", – отмечает Эберштадт. Однако нынешний кризис отличается от прежних трех подобных периодов депопуляции, наблюдавшихся в России с начала XX века, и прежде всего тем, что происходит он не во времена военных действий или голода. В прошлом Россия быстро восстанавливалась после подобных кренов. Когда же закончится нынешний спад, остается неясным.
Какой бы ни была причина, сокращение запасов человеческих ресурсов помешает Москве реализовать поставленные перед собой первоочередные внутри- и внешнеполитические задачи. На взгляд Эберштадта, демографический кризис в России "обходится дорогой человеческой ценой и грозит явно негативными экономическими последствиями". Помимо всего прочего, российские вооруженные силы будут сталкиваться со сложностями с призывом в армию, а власть Москвы над своим богатым ресурсами, но малонаселенным Дальним Востоком будет и дальше ослабевать.
И хотя в последние несколько лет демографические тенденции вроде бы пошли на поправку, на взгляд Эберштадта, в недалеком будущем дела могут снова принять тревожный оборот. Число потенциальных матерей сокращается, Россия стареет, а рост заболеваемости и смертности особенно велик среди трудоспособного населения. В результате трудовые ресурсы сокращаются стремительнее, чем население в целом, негативно влияя на перспективы экономического роста в России на многие годы вперед.