Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Считается, что Россия - самая пьющая. Миф. Если мерить "чистым алкоголем" на душу населения, то наше место - в конце второго десятка. Далеко впереди - Люксембург, Чехия и Эстония. Расклад впечатляет. Поглощают-то в основном вино и пиво. Сколько же надо употребить, чтобы опередить россиян... Орлы.
А вот по части крепкого питья конкуренции никакой. Твердо держим первенство. С большим отрывом. И это только по легальной! Хотя есть еще "паленая" и самогон... За границей водку тоже пьют. Но как-то несуразно. В виде коктейлей. То есть добавляют в прекрасный напиток какую-то разноцветную жижу. Иностранцы, правда, постепенно умнеют. Встают на путь исправления. Все больше налегая на чистую. Особенно в Европе. Так что сближаемся. Хотя бы в этом... Налоги на спиртное там собираются исправно. Самопала нет вообще. Даже самого понятия.
В России стали привыкать к водке с XVI века. После того как Иван Грозный открыл "царевы кабаки". Так что начали пить давно. Сейчас тоже пьем. И будем пить всегда. Такова реальность. Мудрые правители ее всегда понимали. Обращая во благо родной экономики. Как? Полным сбором водочного акциза. С направлением оного в федеральный бюджет. Чтобы мужики не просто трепались о политике. Еще и могли проявить патриотизм на деле. Поддержать Родину материально. Объясняя утром женам или кому-то еще: не для себя старался. Об Отчизне радел. Крепил обороноспособность. Оттого и похмелье.
Водкономика безотказно действовала при царе. Суть: хоть пой, хоть вой, хоть в запой, а питейный сбор отдай. Купив легальную бутылку. Потом пришли большевики. Разрушили все. Даже церкви. А водочную политику оставили. Включая трепетное отношение к акцизу. Самогонщиков гоняли. И производителей, и потребителей. Жестоко, но не огульно. По принципу: сам пей, продавать не смей. И покупать тоже. Руки прочь от казенных денег. Иначе пообрываем. Нечем будет стакан держать. На заре советской власти могли дать 10 лет с конфискацией... Постепенно режим старел. Утрачивал свою звериную сноровку. Наконец, понял: если всех поддающих пересажаем, то с кого же тогда налог брать? Ведь трезвые не платят. В 80-е годы давали уже не больше трех лет. А то и заменяли проработкой на партсобрании.
После чего наступила свобода... На рынок хлынула разная спиртосодержащая дрянь. Страна теряла не только доходы, но и собственных граждан. Бедных и пьющих. К середине 90-х годов количество ликеро-водочных заводов перевалило за восемьсот. Многовато. Даже для России. Некоторые работали в три смены. Две дневные. Легальные. Одна ночная. Теневая. Государство отступало. Под давлением водочных баронов. Действовали нагло. Особо не скрываясь. И довольно незатейливо: цена пониже, сбыт побольше, налог в карман. К 2000 году оккупировали 45% водочного рынка. Да и сейчас примерно столько же. Впечатляющий показатель. Аналогов не обнаружил. Похоже, мировой рекорд...
Помню давнюю поездку в один областной центр. Был тогда большим начальником. Губернатор попросил: есть интересный парень. Пять минут, не более. Входит человек. С внешностью и манерами молодого профессора. Мы, говорит, тут водкой занимаемся. В обход закона. Как будете искоренять? Объяснил ему. С особой гордостью упомянул решение о введении минимальной цены бутылки. Каковое, правда, удалось выполнить лишь через пятнадцать лет... Собеседник ухмыльнулся: делайте что хотите. Все равно, генерал, у вас ничего не выйдет. У нас денег много. Всех ваших офицеров купим. Приврал? До сих пор не знаю. Но обуздать подпольных дельцов так и не удалось. Каждую вторую бутылку люди покупают у них. Травятся. В массовом порядке. Двадцать тысяч погибших в год...
Каждый день говорим об укреплении государства. И примеры есть. То по шее кому-то накостыляем. То фигу покажем. То ВВП погоним вперед с немыслимой скоростью. То новую подводную лодку... Предлагаю другой критерий - состояние водкономики.
В начале XIX века алкоголь и табак давали до 25% российского бюджета. Держали планку примерно 150 лет. Несмотря на войны, революции, разрухи, "сухие законы" и борьбу с пьянством. К 70-м годам XX века cъехали до 20%. Сейчас едва дотягивают до 3%. Конечно, экономика теперь другая. Но пить-то меньше не стали. Да и курить тоже. Так что принцип простой: сумел подавить нелегалов, забрал акциз до копейки - силач. Не сумел - слабак. Если так, то страна наша пока скорее слабая, чем сильная. Обидно. Ведь обложение водки - вечная российская проблема. Министр финансов Российской империи граф Витте ее успешно решал. И сталинский нарком товарищ Зверев тоже. Чем мы хуже?