Газета "Наш Мир" br> В последние дни произошли события, которые неопровержимо свидетельствуют: мир меняется постоянно и неудержимо. И если в какие-то моменты нам кажется, что время застыло – то это лишь иллюзия, причем небезопасная. Впрочем, рассчитывать на то, что положение само собой изменится к лучшему, тоже не стоит.
Очередные перемены грядут в США. Об этом говорят итоги промежуточных выборов, на которых республиканцы завоевали большинство в палате представителей. Демократы сохранили контроль над сенатом, но их преимущество сократилось. Кандидат-республиканец победил в Иллинойсе, бывшем штате Барака Обамы. В Израиле поспешили обрадоваться такому повороту событий, а кое-кто увидел в них признаки завершения эпохи Обамы в Белом доме.
Теперь при расхождениях с американским президентом израильские руководители смогут обращаться за поддержкой к республиканскому большинству в Конгрессе. Республиканцы традиционно склонны поддерживать Израиль, а кроме того, они будут рады лишний раз выступить в пику президенту-демократу. Эксперты напоминают, что Нетаниягу уже поступал так в свою первую каденцию, когда нужно было оказать давление на Билла Клинтона.
Арабские лидеры уже выразили свою озабоченность перестановками в Конгрессе. Например, Генеральный секретарь ООП Ясер Абд Раббо, заявил, что Израиль активно лоббировал избрание в Конгресс противников Обамы и "политического урегулирования на Ближнем Востоке".
Но значит ли это, что теперь проблемы Израиля в отношениях с Америкой закончились? Начнем с того, что и в прежние времена произраильскому лобби в Конгрессе не удавалось изменить политику администрации демократов. Клинтон, хоть и "сместился к центру" под давлением Конгресса, выполнил практически все свои замыслы в продвижении мирного процесса. Даже если Обама повторит его путь "слева направо", Израилю не стоит надеяться на полное понимание. Это знают и палестинцы; тот же Раббо заметил, что они сотрудничают не с Конгрессом, а с Белым домом и не ждут больших перемен в ближневосточной политике. Сам Обама выразил намерение "искать точки соприкосновения" между двумя партиями и продолжать линию, проводимую его администрацией.
Некоторые обозреватели считают, что союзникам США в любом случае не стоит радоваться ослаблению действующего президента. Оно означает общее ослабление позиции США на международной арене, а это не может быть выгодно Израилю. Не стоит обольщаться и по поводу падения популярности американского президента. Разочарование избирателей вызвано в первую очередь экономической ситуацией в США. Конечно, положение Обамы осложняется тем, что американцы возлагали на него слишком много надежд, ожидая, что он избавит их от всех бед, включая и войны, и террор, и ядерную угрозу, и экономический кризис. Но именно поэтому трудно предсказать, как поведет себя президент, потерпев первое явное поражение. Возможно, он сосредоточит все усилия на внутренних проблемах и умерит свою активность в международной области и, в частности, на Ближнем Востоке. Но не исключено и обратное: Обама попытается возродить свое реноме за счет ускорения мирного процесса – и начнет еще жестче прессовать Израиль.
Вывод для израильских руководителей может быть один: не ликовать и не огорчаться, а рассматривать все варианты развития событий. В том числе и тех, которые еще не случились, но вполне вероятны. Прогнозирование – наше слабое место; им занимаются главным образом военные аналитики. Их пугающие предсказания обычно нацелены на то, чтобы правительство выделило больше бюджета на нужды армии и обороны. О том, чтобы планировать альтернативную политическую и дипломатическую стратегию на случай изменения мировой ситуации никто не думает.
Пример такой недальновидности – отношения с Турцией. Сколько лет мы упивались сотрудничеством и взаимопониманием с "ближайшим союзником в исламском мире". Правда, аналитики уже давно отмечали рост фундаменталистских настроений в турецком обществе. Но осуждение Израиля за операцию "Литой свинец" и выступления против нас в ООН – грянули как гром с ясного неба. Их никто не ожидал, а потому сочли досадным и случайным недоразумением. Далее последовала "Флотилия мира", отзыв турецкого посла, отказ от совместных маневров… Сегодня Турция – впервые с 1949 года - внесла Израиль в список стран, представляющих угрозу для ее безопасности. Заметим, что из этого списка вынесен Иран, и Анкара не исключает применения размещаемых на ее территории американских ПРО для защиты "от агрессии со стороны других государств". В ответ израильский МИД отменил конкурс на должность посла в Анкаре; впрочем, турецкие СМИ отмечают, что власти и не собирались принимать нового дипломатического представителя Израиля.
Министерство туризма призывает израильтян продолжать бойкотировать турецкие курорты. К счастью, у наших политиков хватает соображения на то, чтобы не объявлять Турцию врагом, как совсем недавно мы называли ее близким другом. Ведь и эта ситуация может измениться, и мы вновь найдем с Анкарой точки соприкосновения. Так устроена политика; пора уже привыкнуть, что в мире не бывает друзей и врагов, а есть союзники, сотрудничество и взаимные интересы. Эти интересы все время меняются, и мы в своей стратегии международных отношений должны учитывать все возможные перемены – к лучшему и к худшему.
Израиль – слишком маленькое государство и слишком многим мешает. Поэтому мы не можем обходиться без посторонней помощи. Не обязательно это должна быть помощь США или Турции, и она уж вовсе не обязана диктоваться дружеским расположением и любовью к еврейскому народу. Утверждение, что нас никто не любит, справедливо не потому, что в мире царит антисемитизм, а потому что в политике в принципе никто никого не любит и любить не обязан. Маленькому государству надо учиться использовать себе во благо чужие интересы, а не ждать, пока с ним захотят дружить. И никогда не надо забывать, что и эти интересы, и обстоятельства непрерывно меняются.
Среди перемен, которые происходят в сегодняшнем мире, можно отметить новый характер террористической угрозы – смертельные посылки. Полтора десятка таких посланий было отправлено посольствам разных стран на территории Греции, а также видным руководителям Европы – Саркози, Берлускони, Меркель. Правда, греческое правительство уверено, что это дело рук местных радикалов. Но почти одновременно посылки со взрывчатым веществом, отправленные из Йемена, чуть не попали по адресу – в синагоги США. Пока неизвестно, были ли эти акции звеньями одной цепи, но очевидно, что мы имеем дело с усовершенствованным способом террористической деятельности. Европейские лидеры заговорили об объединении сил для борьбы с экстремизмом во всемирном масштабе. Эту новую реальность Израиль может и должен использовать для того, чтобы напомнить миру о своем многолетнем и ежедневном противостоянии террору. Возможно, это подходящий момент, чтобы добиться наконец понимания на международном уровне. Успех не гарантирован, но попробовать стоит.
Время перемен не приходит неожиданно – перемены происходят всегда. Их надо уметь предвидеть и использовать.
|