Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Обучение в турецких школах должно основываться на вере в Бога и опираться на религиозную терминологию, заявила комиссия Национального совета по образованию, вызвав беспокойство работников сферы образования Турции.
Совет предложил ряд реформ в данной сфере, в том числе изменение срока обязательного образования и раздельное обучение.
Эти предложения должны пройти утверждение генеральной ассамблеей совета, которая будет заседать в ближайшие дни, однако многие опасаются, что эти меры станут очередной попыткой внедрения «исламской идеологии» в образовательную систему страны.
Двухступенчастая система
Больше всего дискуссий вызвал план изменить существующую систему восьмилетнего непрерывного начального образования на двухступенчатую, которая допускает переход учащихся младших классов в религиозные школы имам-хатип.
«Восьмилетнее начальное образование включает программу средних школ имам- хатип. Разделение может стать шагом к открытию таких школ в соответствии с идеологической установкой действующего правительства», - считает председатель профсоюза работников сферы образования и науки Eğitim-Sen Зубейде Килич (Zübeyde Kılıç), пишет издание Hürriyet Daily News & Economic Review.
Существующая восьмилетняя система обязательного непрерывного образования возникла в результате «мягкого» переворота 1997 года, после которого имам-хатип, принимающие учеников шестого, седьмого и восьмого класса, были закрыты.
В случае принятия генеральной ассамблеей Совета по национальному образованию и утверждения Министерством образования прежняя система будет восстановлена, а восьмилетний курс будет разбит на два: начальный пятилетний и средний – с шестого по восьмой класс, при этом учащиеся будут учиться в разных зданиях.
Сотрудники министерства поддерживают меры, считая, что они решат проблему совместного обучения разновозрастных учащихся, благодаря чему младшие школьники будут изолированы от потенциального вредного влияния старших.
Зубейде Килич предполагает, что со временем обязательными станут лишь первые пять лет учебы.
«Это часть более масштабного плана правящей партии. Для того, чтобы разделить учеников по возрастам не нужно реформировать всю систему, достаточно обеспечить, чтобы процесс обучения происходил в разных местах».
Протест учителей
Представители профсоюза учителей вышли из состава совета в знак протеста против принятия мер, которые способствуют насаждению «исламистской идеологии» в сфере образования.
«Мы вышли из совета, потому что он не придерживается демократического, коллективного и научного подхода», - сказала Килич. «Решения совета необязательны и должны утверждаться министерством, однако эти решения разрабатываются для того, чтобы министерство, в конце концов, утвердило некоторые из них».
Недовольством был встречен и другой проект, предложенный профсоюзом учителей при правящей партии Eğitim Bir-Sen: разделить учащихся женского и мужского пола.
«Ставленники правящей партии хотят обеспечить общественную поддержку [политики правительства] за счет психологического давления, направленного на обеспечение своего превосходства», - считает президент профсоюза сотрудников образования и науки Eğitim İş Юксел Адибелли (Yüksel Adıbelli).
«Но участники совета не могут выразить свои опасения, боясь за свою репутацию перед правительством», - добавил он.
Представители Совета по образованию сообщили, что их предложение разделить учащихся всего лишь обеспечит последним возможность при желании ходить в разные школы.
«Это не новая модель. Отдельные школы для мальчиков и девочек есть в Стамбуле. Мы проанализировали опыт прошлого и считаем, что учащиеся должны иметь возможность при желании посещать школы раздельного обучения», - сказал сотрудник совета Ахмед Гюндогду (Ahmet Gündoğdu).