Кто покупает и что продают в Интернете?
Рынок онлайн-покупок в
период кризиса не только не потерял в динамике развития, но даже
ускорился в своем развитии — увеличилось число пользователей, появились
новые категории товаров, открылось огромное количество
интернет-магазинов. Специалисты одного крупного банка совместно с
инженерами российского Google представили результаты исследования рынка
интернет-покупок в России. Базой для исследования объема и динамики
категорий покупок и демографии пользователей стали статистические данные
о покупках, совершенных клиентами банка с использованием банковских
карт. В ходе исследования были проанализированы фактические обобщенные
данные за период с января-2008 по сентябрь-2010.
Портрет
типичного интернет-покупателя: молодой, холостой, образованный,
высококвалифицированный мужчина, чаще всего продвинутый пользователь
банковских услуг, менеджер среднего звена или владелец собственного
бизнеса. Именно мужчины, как ни удивительно, в два раза чаще женщин
совершают покупки в онлайн-режиме. Эксперты объясняют это большей
предрасположенностью к рискам. Общий объем интернет-покупок, оплаченных
банковскими картами, в России в 2010 году, по подсчетам аналитиков
банка, составит около 600 млрд. рублей. Что же сегодня покупают во
Всемирной Паутине, попытался разобраться "МК”.
Электронные прилавки завоевывают регионы
За
счет дальнейшего распространения Интернета и банковских карт в
регионах, а также роста благосостояния объем рынка электронных платежей и
приобретений в России может превысить 800 млрд. рублей. Конечно, пока
что отечественный интернет-пользователь к онлайн-покупкам относится как к
чему-то среднему между развлечением и лотереей. Чего нельзя сказать о
внедрении электронной коммерции в экономики стран Западной Европы и
Америки. Например, в Англии онлайн-торговля составляет 7% ВВП (у нас это
порядка 0,5%). В США через Интернет приобретаются до 70% необходимых
товаров, начиная от бытовой техники и продуктов питания и заканчивая
автомобилями и недвижимостью. Но нужно отдать должное более высокой
финансовой грамотности и довольно большому опыту Запада в этом вопросе —
многие россияне попросту не доверяют интернет-магазинам, опасаясь
проблем со сроками доставки, качеством и возможностью обмена и возврата
товара. Тем не менее жители Центрального федерального округа играют роль
локомотива интернет-торговли в стране. На Москву приходится 57,2% всех
покупок в режиме онлайн, на Санкт-Петербург — 27,3%, за ними следуют
Екатеринбург (2,6%) и Новосибирск (1,1%). Средняя величина покупки в
Интернете составляет 2500 рублей. На Москву и Санкт-Петербург также
приходится основная доля онлайн-покупок, а также поисковых запросов по
слову "купить”, однако, по прогнозу исследователей, города-миллионники
будут демонстрировать более высокие темпы роста в ближайшие годы.
Пользуются
онлайновыми магазинами, впрочем, не только те, кто в них покупает.
Оценить уровень цен и узнать технические параметры товара — такое
покупательское поведение стало уже обычным для российских
интернет-пользователей. 88% интернет-пользователей выбирают товары в
Интернете, но приобретают их в обычных магазинах, в то время как 36%
респондентов и делают свой выбор, и совершают покупку в Сети. Любители
интернет-покупок в среднем зарабатывают на 30% больше и на 65% больше
тратят, чем среднестатистические граждане России.
От выбора до
покупки — несколько кликов авиабилеты (34,8%), приобретение
железнодорожных билетов на втором месте (12,9%). Замыкают тройку лидеров
онлайн-услуги турагентств (7,2%). Электронные магазины музыки
показывают наибольший рост популярности по сравнению с остальными
категориями (доля на рынке 3,3%).
Самым быстро растущим запросом
пользователей России со словом "купить” является "купить авто”. Такой
запрос почти никогда не приводит к непосредственному приобретению
автомобиля через Интернет, однако показывает стремление потенциального
покупателя провести онлайн-исследование, прежде чем совершить покупку.
Ведущей
категорией по количеству транзакций (платежей, совершенных с помощью
банковской карты) является оплата услуг связи. Удивительно, но услуги
интернет-телефонии (Skype) уже сопоставимы с расходами на оплату услуг
"большой тройки” мобильных операторов. Так, запрос "как оплатить скайп”
лидирует в списке быстро растущих поисковых запросов со словом
"оплатить” за 2008—2010 гг.
Не менее показательна ситуация с
онлайн-магазинами. Самых крупные онлайновые супермаркеты в Рунете — по
преимуществу американские Amazon, eBay и iTunes. Однако по объему продаж
именно магазин Apple почти в полтора раза опережает российский Ozon.ru,
продажи которого стабилизировались. В глобальном характере
интернет-торговли все меньшее значение имеют границы — основной
проблемой при получении товара "из-за бугра” пока что остаются
особенности работы российских таможни и почтовой службы.
Интернет — основное место покупок
Конечно,
интернет-торговле в России еще далеко до показателей США, Англии и
других стран. Ее развитие во многом останавливает довольно скудное
проникновение широкополосного доступа к Сети, не говоря уже об общем
покрытии Интернетом территории всей страны. По мнению авторов
исследования, развиваться интернет-торговля будет прежде всего в крупных
городах, где, по прогнозам многих экспертов, в ближайшие годы ожидается
бум развития широкополосного доступа. Доступ в Сеть, впрочем, — это еще
не все.
Не менее важно и повышение уровня жизни, от которого напрямую
зависит и обладание подключенным к Интернету компьютером, и обыкновение
пользоваться банковскими карточками. "Наш опыт работы на развитых рынках
показывает, что банковские карты являются универсальным и наиболее
распространенным инструментом оплаты покупок в Интернете”, — отмечает
аналитик Михаил Бернер.
Сегодня в России подсчитано, что более 40
миллионов россиян пользуются Интернетом, и почти все они используют
Сеть для поиска товаров и услуг. В то же время стремительно растет и
рынок электронной коммерции. Эксперт уверен, что в скором будущем
Интернет станет не просто точкой пересечения покупателей и
рекламодателей, но и одним из основных мест совершения покупок и оплаты
услуг. Компании, не использующие все возможности торговли в Интернете
сегодня, просто не смогут быть конкурентоспособными завтра.