Когда-нибудь каждый милый, ласковый ребенок превращается в дерзкого, грубого подростка. Как это пережить?
Ни кнут, ни пряник
Ушел.
Не попрощался. Хлопнул дверью. И так два года: то хамит, то «сю-сю-сю,
почеши за ушком», то засядет в комнате с телефоном – на двери объявление
«Занято!».
Единственное, что постоянно и неизменно, – отрок категорически, абсолютно не учится.
Стас
не трудный подросток. У нас хорошая семья. До 14 лет он прекрасно
учился, играл на пяти различных флейтах и занимался футболом. Все
поломалось вдруг, за одну четверть. Да так, что спасу нет. На словах ему
вроде все понятно, на деле – «не хочу, не буду». А вскоре и слова
пришли в соответствие с поступками.
– Стас, зачем меня физик вызывает?
– Не знаю. Соскучился, наверное.
– А может, там двоек немерено?
– Может, – буркает мой Митрофанушка, уходя в себя и к себе.
Дневник
теряется. Из наших карманов убывает мелочь (в Стаськиных – прибывают
сигареты). В комнате бардак: носки, диски, незастеленная кровать.
Переговоры проходят с переменным успехом: то поссоримся, то нет. На
учебу это не влияет, учебы как с начала года не было, так и нет. Кнут и
пряник тоже действуют практически одинаково – никак.
Штормит
Мальчик растет, как сорная трава. Мы же – розы-гладиолусы – оказались по другую сторону баррикад. И не достучаться! Что дальше?
–
Дальше подростковая перестройка неизбежно закончится, – обнадежила меня
психолог-консультант Наталья Панфилова. – Чем закончится – во многом
зависит от семьи. Постарайтесь понять сына. Гормональные всплески
раскачивают его не только в физическом, но и в психоэмоциональном
отношении. Его штормит, кидает из стороны в сторону. Только что он был,
как в детстве, ласковый, мягкий, пушистый. И вдруг – все «не»!
Неуравновешен, неуправляем, неконтактен. Вам кажется это отклонением, а
это норма. В 13–15 лет у ребят формируются взрослые ценности, но всегда с
издержками. Именно с этой позиции нужно рассматривать и нежелание
учиться.
Молчание ягнят
Не ждите, что ваше подросшее чадо само
сформулирует свои проблемы. Он, если что в себе и угадает, будет нем как
рыба. Это не значит, что родители должны вести с ним с утра до вечера
воспитательные беседы. Лучше прислушайтесь, о чем в действительности
ваша детка молчит, вопит и даже хамит.
Замкнулся и ничего не
рассказывает. Малоперспективно требовать у подростка в таком состоянии
отчета по учебе. Разговорить его легче косвенно: начните советоваться по
взрослым проблемам – от покупки шкафа до взятия кредита. Доверие всегда
сближает.
Несет чушь о своем будущем: «Я буду великим, вы еще
увидите…» Только не говорите: «Лучше хоть тройку по русскому получи», не
обрубайте крылья! Попробуйте постепенно привязывать эту мечту к
действительности. Задавайте вопросы типа: «Как, по-твоему, в какой
области тебе будет интереснее?»
Грубит, заводится с пол-оборота,
провоцирует конфликты. Подросток очень раним. И защищается иногда
неумело, нелепо – например, хамством. Вы, возможно, думаете, будто он
вас обижает, а на самом деле это его кто-то или что-то уязвило. Будьте
великодушны.
Подозрительно часто болеет. Конечно, это может быть
связано с желанием прогулять контрольные, к которым он, как всегда, не
готов, но может быть и нет. В пубертатный период нервная система требует
от организма столько сил, что ослабляет иммунную. Возможно, нужны
витамины, иммуномодулирующие и даже успокаивающие средства –
посоветуйтесь с врачом.
Его бросает в крайности: то чрезмерно
активен и весел, то скисает из-за пустяков. Сильные перепады настроения
могут быть вызваны гормональными сбоями – запишитесь к детскому
эндокринологу. Но главное – постарайтесь понять: сегодня и для взрослых
характерны страхи, панические атаки, депрессия. Умножьте все это на 10 –
и вы получите уровень тревожности подростка. Поддержите его. Иногда
достаточно просто прикоснуться – например, взъерошить волосы.
Невероятно ленив,
«тормозит». Надел одну штанину и замер? «Тупит», стоя у окна?
Полчаса собирает рюкзак? Все нормально. Он думает. Только темпоритм его
сейчас переменчив, как и все остальное. Если ваш подросший ребенок
никуда не опаздывает, не дергайте его.
Не желает учиться. Это не
причина, а следствие. Главное сейчас – не отметки. И тем более не
диагнозы иных педагогов. Намного важнее ценности, которые обретает
подросток, его попытки понять, что есть деньги и что есть счастье. Учеба
когда-то была обязанностью, а теперь может быть только средством для
достижения цели. Какой – вот что важно!
Познакомьте его с разными
людьми и разными историями. Только вполне конкретными, не выдуманными.
Отведите сына к психологу, он поможет ему выяснить мотивацию и
разработать стратегию. А оценки в дневнике – дело тактики.