Всемирная организация здравоохранения пересчитала российских магов и колдунов. Результаты впечатлили: выяснилось, что в стране практикуют (то есть обещают приворожить любимого, снять порчу, заговорить на богатство, излечить от всех недугов) около 800 тыс. чародеев. Если учесть, что врачей насчитывается 620 тыс. и 400 тыс. учёных-медиков, то можно представить размах колдовского дела.
«Люди массово обращаются к магам там, где недоступна традиционная качественная медицина, - считает член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Виктор Звагельский. - В России к несовершенству системы здравоохранения добавляется ещё и безоговорочное доверие населения к рекламе, что становится последним аргументом в их выборе между врачом и нетрадиционным целителем».
Совокупность этих двух факторов и привела к тому, что 20% россиян хотя бы раз в жизни обращались к бабушкам-ведуньям, экстрасенсам или колдунам.
Такую популярность эзотериков можно было бы объяснить их профессионализмом и суперспособностями, если бы не утверждения экспертного сообщества (в том числе и «магического»), что 99% «чудо-целителей» являются обычными шарлатанами.
При этом с задачей изъятия денег из клиентов они справляются крайне успешно: объём магического рынка, по примерным подсчётам, составляет около $10 млрд в год. При этом в государственную казну не попадает практически ни копейки, а люди, поверившие в чудо-исцеление, запускают свою болезнь до такой степени, что медицина уже не может им помочь.
Чтобы разорвать этот замкнутый круг, депутаты Госдумы решились наконец наложить табу на рекламу нетрадиционных целителей в СМИ: соответствующий законопроект уже прошёл первое чтение, и авторы документа заверяют, что в ноябре он будет принят окончательно.
Предполагается, что с момента вступления закона в силу ни в одной газете, журнале, на радио или по телевидению не появится объявления, рассказывающего о магических способностях «потомственной ведуньи» или «белого колдуна». Исключение составят лишь представители нетрадиционной медицины, имеющие медобразование, опыт врачевания в больницах и клиниках не менее пяти лет и диплом-сертификат, выданный региональными департаментами здравоохранения.
Битва против экстрасенсов
«Мы не стремимся полностью запретить эту сферу деятельности, - подчеркнул автор законопроекта Виктор Звагельский. - Наша главная задача - пресечь массовую доступность оккультных услуг». При этом депутат подчеркнул, что следующим шагом в борьбе с колдунами станет запрет и непрямой рекламы. Наглядный пример таковой - телепрограмма канала ТНТ «Битва экстрасенсов».
«Подобные передачи приводят к массовой шизофрении, - считает заместитель директора Института психологии РАН Андрей Юревич. - Детям в школах доказывают, что ведьм нет, а они дома включают телевизор и видят их на экране».
В этом случае, считает эксперт, властям необходимо признать, что колдовство всё-таки существует и, к примеру, принять «Закон защиты граждан от магии» либо во всеуслышание заявить, что колдовства в природе нет, и всем называющим себя эзотериками вменять статью «мошенничество».
В пресс-службе ТНТ не согласились с подобной оценкой программы, подчеркнув при этом, что передача оккультные услуги не рекламирует, а, напротив, постоянно предостерегает граждан от посещения магов и колдунов.
Руководитель Центра правовой и психологической помощи Михаил Виноградов, выступающий как официальный эксперт в «Битве экстрасенсов», согласен, что на данном рынке уже давно необходимо навести порядок, но, по его мнению, одним предлагаемым законом это сделать не удастся.
- Сегодня у людей заложено в менталитете обращаться к таким специалистам за помощью, - считает эксперт. - Поэтому было бы логичней создать закон, позволяющий эзотерикам работать легально с уплатой налогов, что приведёт к отсеву шарлатанов и пополнению казны. Кроме того, государству нужно развернуть просветительскую и пропагандистскую программу, которая бы объясняла людям, что при возникновении проблем нужно идти к врачам, а не к колдунам. Разработанный же законопроект приведёт только к тому, что все псевдоцелители уйдут в подполье, но люди не перестанут к ним обращаться.
Из колдуньи в психолога
Опасения Михаила Виноградова подтверждают и сами представители оккультизма. Так, московская ясновидящая Тамара рассказала «Гудку», что в случае принятия закона она поменяет фразы в объявлении «сниму порчу, сглаз» и «помогу в любви и бизнесе» на «окажу психологическую помощь» и спокойно разместит свою рекламу в любой газете.
Другая потомственная предсказательница - Марфа Петренко - заявила, что будет искать своих клиентов через Интернет.
Большинство экспертов сходятся во мнении, что любовь к чуду побороть не так-то просто. Пока же законодатели и общественность пытаются найти способы защиты населения от колдунов-мошенников, те продолжают дурачить отчаявшихся людей. Вот лишь последний пример: на днях правоохранительные органы Москвы завели уголовное дело на целительницу Надежду Антоненко, которая в своём медицинском центре в течение 16 лет лечила онкологических больных простой водой из-под крана. По заявлению самой врачевательницы, она исцеляла нуждающихся с помощью специальных заговоров, благодаря которым «раковые клетки и все шлаки трансформировались из организма человека в банку с водой».
Сколько людей пострадало от подобного «лечения» за 16 лет - остаётся только догадываться, но самое страшное, что, несмотря на заведённое уголовное дело, центр «Надежда» до сих пор функционирует, а возле него стоит толпа людей, выступающих в защиту его хозяйки.
«Нельзя построить инновационную систему в стране, где население верит в колдунов», - считает Андрей Юревич. Но как поступать доведённым до отчаяния людям, разочаровавшимся в системе здравоохранения и не имеющим средств для получения помощи за границей, ни один специалист ответить так и не смог.