Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Рост популярности Хеллоуина, Дня святого Валентина и Дня святого Патрика, ставших явлением молодежной поп-культуры по всему миру, как оказалось, настораживает не только Русскую Православную Церковь, но и католических священнослужителей. Эти праздники восходят к западным традициям и укоренились в массовом сознании как католические. Потерянный за внешним антуражем христианский смысл кануна Дня Всех святых, дней святых Валентина и Патрика не на шутку беспокоит церковных деятелей, однако искоренить масскультовые проявления не могут даже пламенные проповеди.
Корни Хеллоуина ведут к кельтскому празднику Самайн, которым отмечали окончание сбора урожая и конец года. В древнем календаре он приходился на 1 ноября – день, в который нынешние католики празднуют торжество Всех святых. Традиция кельтов пережила и римские завоевания, и расцвет христианства. В VIII веке Папа Римский Григорий III попытался искоренить языческие поверья и повелел в канун Дня Всех святых переодеваться не в демонов, а в христианских подвижников. Однако благочестивая традиция не прижилась, и языческий праздник сохранился до наших дней. Хеллоуин в современном виде появился в позапрошлом веке в США, став событием массовой культуры. Несмотря на то что традиционно канун Дня Всех святых отмечается только в англоязычных странах, его популярность распространилась на многие европейские страны, в том числе и Россию. В нашей стране за Хеллоуином окончательно закрепилось определение католического праздника, чуждого русской культуре.
Что изобразить: зловещую рожицу или распятие? Фото Reuters
Однако в то время, как будущие «черти» и «ведьмы» продумывают свои костюмы, Католическая Церковь готовит кампанию за возвращение христианского смысла в празднование кануна Дня Всех святых и искоренение привязки этого праздника к своей конфессии. «Прежде всего наша цель – проинформировать, что данный праздник имеет языческие корни и соседство с торжеством Всех святых никаким образом не относит его к ряду католических праздников», – сообщает один католический сайт. Если в России с Хеллоуином борются разъяснениями во Всемирной паутине, проповедями в храмах и заявлениями священнослужителей в СМИ, то Католическая Церковь в других странах применяет более оригинальные способы. Борьба Церкви и массовой культуры за людские души привела к тому, что в Туринской епархии был организован «антихеллоуин». В канун Дня Всех святых взрослые и дети, переодетые в ангелов, раздавали на улице белый шоколад. Этой акцией Католическая Церковь стремилась придать религиозное значение наступающему торжеству. Особым рвением в искоренении Хеллоуина отличается Католическая Церковь в Великобритании – на родине праздника. Британские католические епископы решили применить тактику Папы Григория III и пошли на беспрецедентный шаг, объявив о поддержке Хеллоуина как празднования «ночи Света». Для этого надо лишь сменить костюм ведьмы на костюм ангела или популярного святого и вырезать в тыкве крест вместо страшной рожицы. Опыт предшествующих веков показывает бессмысленность этой затеи, поэтому проповедь остается единственным способом переубедить католиков, празднующих «ночь ужасов» в популярных клубах. «Да будет известно каждому, что Хеллоуин – это едва ли не главный праздник сатанистов всего мира!» – вещает один из французских епископов. С меньшей настороженностью Католическая Церковь относится к празднованию Дня святого Патрика. Любимец ирландцев и покровитель Изумрудного острова – самый настоящий христианин. Его популярность в мире не угасает, даже если о нем вспоминают только 17 марта. Торжество святого Патрика давно перестало быть праздником только для ирландцев. За массовыми гуляньями в нарядах традиционного зеленого цвета, с пинтами эля и листочками клевера забываются даже легенды о святом. На вопрос, чем вызвана такая популярность ирландского святителя в среде католической и не только католической молодежи, священнослужители пожимают плечами. Память святого Патрика присутствует в литургическом календаре, но даже в самой Ирландии торжество крестителя считалось религиозным праздником лишь до недавнего времени. Раньше 17 марта в Ирландии закрывались все пабы, и отведать эля можно было только по окончании торжества. В конце концов к христианскому празднику подвели нехристианские корни. Сказочные существа лепреконы (башмачники в остроконечных шляпах) стали коммерческим символом Дня святого Патрика. Суровый ирландский епископ оказался менее привлекательным образом для сувенирной индустрии.
Подобная участь постигла и христианского святого Валентина, ставшего в народном представлении покровителем всех влюбленных. В дохристианскую эпоху ритуалы римского праздника луперкалии, проводившегося в конце февраля, сулили удачу в любви, счастливый брак и обильное потомство. Через несколько веков в итальянском городе Терни появился священник Валентин, который вел активную проповедь христианства среди молодежи, за что и был казнен 14 февраля 269 года. Через 200 лет Валентина канонизировали. Случайно ли дата казни святого совпала с периодом луперкалий или это была удачная попытка христианизации – неизвестно. Сама личность покровителя влюбленных полулегендарна: в римских мартирологах (списках святых мучеников), как отмечают католические священники, была указана память трех Валентинов. В литургическом календаре она отсутствует, и в этот день Католическая Церковь празднует торжество святых Кирилла и Мефодия, просветителей славян. О Валентине помнят лишь как о местночтимом святом в том же итальянском городке Терни или как о небесном покровителе тех, кто носит его имя. Попытка Церкви вернуть христианский смысл кануну торжества Всех святых, Дню святого Патрика и Дню святого Валентина каждый год терпит поражение. Подверженность людей влиянию массовой культуры оказывается сильнее проповедей.