В Сеуле, в Корее начинается встреча G-20, «мирового правительства».
Что оно из себя представляет?
Официально в
G-20 (Большую индустриальную двадцатку) входят 19 стран и Европейская
комиссия в качестве двадцатого участника. Фактически всегда приглашается
Испания, следовательно, можно говорить о 20 странах. G-20 не является
организацией в прямом смысле этого слова, у нее нет постоянного
местонахождения; каждый год G-20 возглавляет по очереди какая-либо
страна. До ближайшей пятницы это Южная Корея, в следующие двенадцать
месяцев наступит очередь Франции, потом придет черед Мексики. Законность
принятия решений объединением этих стран основывается на том, что ее
члены производят примерно 80% валового дохода всей планеты. Конечно,
здесь есть проблема: два государства, входящие в состав G-20, а именно,
Китай и Саудовская Аравия не являются демократическими, а Россию можно
назвать демократией только отчасти.
Кто сядет за стол переговоров?
G-20
существует с 1999 года как встреча министров экономики, но она играла
незначительную роль. Два года назад, в стадии острого кризиса на встречу
стали собираться лидеры стран для принятия принципиальных решений. В
G-20 принимают участие главы государств, в которых президенты обладают
исполнительной властью (США, Китай, Франция, Россия, Южная Корея,
Бразилия, Аргентина, Мексика, Южная Африка, Индонезия) и главы
правительства таких стран как Япония, Германия, Великобритания, Италия,
Индия, Канада, Австралия, Турция). В случае Саудовской Аравии, которая
является абсолютной монархией, на встречу приезжает министр иностранных
дел.
Сколько же всего будет участников встречи?
В
Сеуле в первом ряду будет 33 кресла: 19 - для государств-членов (среди
участников 3 женщины), 2 — для представителей Европы (Баррозу и Ван
Ромпей), 7 - для членов международных организаций (среди них Марио
Драги, представитель от Совета по финансовой стабильности), пять - для
приглашенных стран (кроме Испании на этот раз приглашены Вьетнам,
Сингапур, Эфиопия и Малави).
Хватит ли времени, чтобы все могли высказаться?
С
трудом. Предполагается, что пленарные заседания будут продолжаться
примерно 8 часов в общей сложности, то есть отводится приблизительно
четверть часа на выступление каждого участника. Кроме того, во встрече
принимают участие все министры экономики. Наиболее трудную работу
проделают «шерпа», то есть помощники, выбранные каждым лидером (для
Италии — посол Бруно Арки), которые обсудят все детали и подготовят
окончательные договоры. Для этого им придется вести дискуссии всю ночь.
Какие вопросы стоят на повестке дня?
Будут
обсуждаться экономические вопросы, но будут также затронуты и проблемы
борьбы с коррупцией. По существу, надо решить, как обеспечить
сбалансированный рост мировой экономики.
Соглашение будет достигнуто?
В
самой острой фазе кризиса было легко договориться о срочных мерах.
Сейчас достигнуть договоренности стало труднее, потому что наиболее
сильные страны, Соединенные Штаты и Китай преследуют свои интересы,
которые расходятся. Коротко говоря, каждый хотел бы экспортировать как
можно больше товаров, и непонятно, а кто-же будет их импортировать. На
предыдущей встрече, в Торонто, в июне не удалось договориться о многом.
Но в последний день работы Большой двадцатки в общих интересах заявить
об успехе встречи, чтобы дать миру надежду.
Будут приняты какие-нибудь конкретные решения?
Как
бы плохо ни шли дела, подадут под новым соусом соглашения, уже
достигнутые министрами экономики в Кенджу, в Корее, две недели тому
назад. Международный валютный фонд, который как бы является оперативным
органом G-20, реорганизовался, чтобы дать больше места быстро
развивающимся странам. Отныне Китай станет третьим по размаху
акционером, слегка уступая Японии. В Сеуле заявят, что будет усилена
роль Международного валютного фонда, который будет сравнивать
экономическую политику различных стран, давая рекомендации по ее
гармонизации. На повестке дня создание структуры «для прочного,
сбалансированного и не нарушающего окружающую среду экономического
роста».
Это что-то немного более конкретное, чем простые пожелания?
Международное сотрудничество развивается медленными темпами.
Только в прошлом году, например, Соединенные Штаты согласились позволить
Международному валютному фонду проводить проверки их финансовой
системы. На этот раз речь идет о том, удастся ли определить параметры,
на основании которых МВФ сможет давать советы Китаю, в особенности, но
также Соединенным Штатам, Германии, Японии по изменению их политики в
общих интересах всего мирового сообщества.
В чем же вы видите основное препятствие к достижению общего соглашения?
Богатые страны должны смириться с более медленным экономическим
ростом; США будет особенно трудно с этим согласиться, поскольку число
безработных в стране насчитывает 10%. Максимальные сбережения
американцев, которые тормозят мировую экономику, могли бы
компенсироваться более высоким ростом потребления в Китае. Но чтобы
добиться этого, заработная плата китайцев, хотя и выросшая за последние
месяцы, должна повышаться и дальше. Между тем, тот, кто стоит у власти в
Китае, не хочет уменьшать свои доходы.