Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Новый договор о сокращении стратегических вооружений (он же новый СНВ)
был отправлен на рассмотрение в Сенат еще в мае 2010 года, но итог этого
рассмотрения до сих пор отнюдь не ясен. Для успешной ратификации
необходимо, чтобы его одобрило большинство в две трети голосов. Но
некоторые условия договора, как кажется некоторым сенаторам,
ограничивают способность США решать задачи в области противоракетной
обороны и потому стали препятствием на пути к ратификации еще полгода
назад. Даже в своем нынешнем составе комитет по международным отношениям
при Сенате США требует отмены статей договора, связанных с
противоракетной обороной, а также с некоторыми системами вооружений
неядерного характера. А учитывая то, что на последних выборах в Сенат
республиканцы получили дополнительные кресла, в январе эти статьи,
скорее всего, будут вызывать еще более сильное сопротивление.
Но
снятие статей о противоракетной обороне будет противоречить заявленной
позиции России по этому вопросу. После подписания нового СНВ в апреле
этого года российские власти выступили с односторонней декларацией о
том, что действенность договора будет зависеть от того, обязуются ли США
отказаться от развития своих систем противоракетной обороны «в
количественном и качественном отношении». Другими словами, Москва
закрепила за собой право расторгнуть новый СНВ со ссылкой на статью о
«необычайных событиях», если развитие систем противоракетной обороны США
поставит под угрозу сдерживающий ядерный потенциал России.
Учитывая
захват Палаты представителей республиканцами и сокращение влияния
президента Барака Обамы на его же собственные избирательные округа,
комитет по международным делам при российской Думе приостановил процесс
ратификации нового договора СНВ на неопределенный период. Разоружение в
момент большой неопределенности с политическим будущим США для Москвы
стратегически неприемлемо.
Если Сенат не ратифицирует новый
договор СНВ, то недавнее улучшение отношений между Россией и США,
возможно, обернется вспять, и двустороннее сотрудничество по прочим
вопросам, связанным с нераспространением ядерных вооружений, ослабнет.
Более того, любое усиление трений в отношениях между Вашингтоном и
Москвой, скорее всего, опять отсрочит заключение договора об обычных
вооружениях в Европе, а также, возможно, ослабит факторы, сдерживающие
дальнейшее насилие в таких стратегически важных регионах, как, например,
Грузия.
Еще важнее то, что задержка ратификации позволит России
развернуть свои новые, только что разработанные ракеты «РС-24», что в
другое время стало бы нарушением условий договора. По состоянию на
ноябрь 2009 года «РС-24» уже прошли три удачных испытания, и считается,
что в них применяются технологии, позволяющие преодолевать системы
защиты от баллистических ракет США. Вступление в силу нового договора о
разоружении, таким образом, критически важно для предотвращения
очередного витка гонки баллистических ракет и поддержания
обороноспособности США в плане ПРО.
Вдобавок к последствиям в
плане ратификации нового СНВ новый состав Конгресса может повлиять еще и
на российско-американское сотрудничество в области мирного атома.
Договор, позволяющий экспортировать технологии, материалы, технику и
детали, нужные для производства атомной электроэнергии и исследований в
области ядерной физики, был передан в Конгресс в мае 2010 года. За
девяносто дней бесперебойных заседаний Конгресс должен высказаться
против, в противном случае он будет автоматически считаться одобренным.
Сейчас до истечения девяностодневного срока остается менее двух недель.
Однако если договор будет заблокирован сейчас, его придется вновь
передавать в Конгресс в 2011 году, и тогда противодействие
республиканцев, скорее всего, его уничтожит, что существенно повлияет на
российско-американские отношения и на усилия Обамы по поддержке режима
нераспространения ядерных вооружений.
Новый расклад сил в
Конгрессе также, возможно, ограничит эффективность усилий Обамы по
преодолению противостояния вокруг атомного проекта Ирана. Неудача с
ратификацией нового договора СНВ, возможно, отобьет у Москвы часть
готовности поддерживать ныне действующие санкции ООН против Тегерана, а
также любые будущие попытки их ужесточить. Если предположить, что Иран
продолжит расширять свою программу по обогащению урана, возможно, что
расколовшийся Конгресс заставит Обаму отказаться от дипломатического
давления и применить более суровые силовые меры, в частности, военный
удар. Если администрация будет в меньшей степени привержена мирному
решению, это может спровоцировать трения с нашими союзниками по ту
сторону Атлантики и главными партнерами по режиму нераспространения
ядерного оружия, то есть Россией и Китаем.
Учитывая то, как
республиканцы борются и будут бороться за отклонение или задержку
ратификации нового СНВ, было бы неразумным ожидать, что Сенат к этому
времени вернется к рассмотрению договора о полном запрете ядерных
испытаний (он тоже входит в программу Обамы). Что касается вероятности
ратификации нового СНВ на предстоящем заключительном заседании уходящего
состава Сената, то поражение договора о полном запрете ядерных
испытаний в 1999 году говорит о том, насколько опасным бывает такой
подход. Хотя даже такие выдающиеся республиканцы, как Генри Киссинджер,
Джордж Шульц (George Schulz) и Колин Пауэлл (Colin Powell), ранее
выступали за новый СНВ и призывали к его ратификации, республиканцы,
возможно, все равно будут рассматривать этот вопрос с точки зрения линии
партии, а не с точки зрения его достоинств, а в этом случае ратификацию
могут специально оттягивать месяцами.
Учитывая то, сколь
затяжными оказались последствия финансового кризиса, а также новую
политическую реальность, с которой приходится иметь дело Обаме,
администрация, скорее всего, теперь сменит свою позицию по целому ряду
вопросов. Новый договор СНВ, как и другие компоненты его программы по
нераспространению ядерного оружия, возможно, падут жертвой политического
процесса. Если так и случится, то это нанесет удар по
российско-американским отношениям, а у Обамы станет меньше свободы
действий в той самой области, в которой он добился некоторого успеха в
первые два года своего президентского срока.
Дэниэл Вагнер — управляющий директор Country Risk Solutions агентства по оценке политических рисков (штат Коннектикут) Диана Стеллман — аналитик из Country Risk Solutions