Поистине, для тех, кто уверовал, делал добрые дела, выстаивал молитву и давал очистительный расход, ждет награда Господа.
Не познают они страха и печали.
(2:277)
Остерегайтесь (наказания Судного) Дня, в который вы будете возвращены к Богу.
Затем каждой душе полностью воздастся за то, что она приобрела, и они (души) не будут обижены.
(2:281)
Господи наш! Не уклоняй наши сердца после того, как Ты вывел нас на прямой путь,
и дай нам от Тебя милость: ведь Ты, поистине, - Податель!
(3:8)
Изначальная идея 70-х годов о создании глобального форума для
проведения неформальных встреч глав самых важных и влиятельных
государств была позитивной и правильной. Она обеспечивала общение и
взаимодействие ключевых мировых фигур, что зачастую помогало снимать
напряженность и даже предотвращать конфликты. В эпоху холодной войны
это был великолепный инструмент для обмена мнениями между богатыми и
влиятельными мира сего. Но из-за изменения реалий в глобальной
расстановке сил первоначальная формула оказалась несоответствующей
новым условиям, и в 1999 году «Группу семи» в качестве важнейшего
мирового форума для проведения консультаций между самыми важными людьми
сменила «Группа двадцати».
Причины заката «семерки» просты и
понятны. Ее членами являются Соединенные Штаты, Канада, Британия,
Франция, Германия, Италия и Япония. С конца 90-х годов в заседаниях
группы начала принимать участие Россия, превратившая «семерку» в
«восьмерку». В то же время, в этих встречах начали участвовать лидеры
все больше разраставшегося и интегрированного Евросоюза, особенно в
лице председателя Еврокомиссии. В итоге, когда в прошлом году за стол
переговоров «восьмерки» в Торонто сели десять руководителей, то шестеро
из них оказались европейцами: президент Саркози, канцлер Меркель,
премьер-министры Кэмерон и Берлускони, а также два лидера из ЕС –
Баррозу и Ван Ромпей. В мире, где европейское доминирование это уже
удел истории (причем весьма далекой), такой расклад кажется как минимум
анекдотичным. Поэтому встречи «восьмерки» превратились в обычное
протокольное мероприятие. И никаких глобальных решений.
Конечно,
усиление Китая и других новых мировых держав привело к изменениям в
расстановке сил на мировой арене, выдвинув на первый план необходимость
реформирования международных институтов. На самом деле, состав «Группы
восьми» и даже Совета Безопасности ООН (где Китаю принадлежит право
вето) уже не отражает глобального соотношения сил. Вот здесь-то и
пришел в политкорректной форме ответ на новые вызовы в виде «Группы
двадцати», ставшей новым воплощением форума самых важных персон. Однако
столь крупная группа как G-20 стала разрозненной, и ответственность за
принятые решения уже не является индивидуальной, поскольку в ее составе
возникают различные подгруппы и коалиции. Поэтому некоторые люди вполне
справедливо заявляют, что в действительности самые важные решения
принимаются где-то в другом месте, так как G-20 слишком велика и имеет
такой принцип организации, который уже не отражает реальную расстановку
сил. Таким образом, у нас появилась очередная устаревшая говорильня.
Если
«семерка» не представляет собой реальную модель силы и власти, а
«двадцатка» просто слишком велика, то каким должен быть правильный и
оптимальный форум для самых важных людей на планете? Чтобы группа
мировых лидеров могла реально и эффективно осуществлять изменения, надо
забыть о политкорректности. В такую группу должны входить лишь те
актеры, которые имеют вес и влияние на международные дела. Для
тяжеловесов регионального масштаб в ней места нет.
В
действительности, сегодня в мире существует семь образований,
обладающих таким весом и влиянием. Ослабленные Соединенные Штаты
остаются самой важной в мире экономической, политической и военной
державой. Китай это самая важная и влиятельная развивающаяся страна
нашего мира, которая очень скоро станет второй в мире экономикой и
первым в мире производителем. У Китая также самая большая в мире
численность населения. Индия это самая крупная на нашей планете
демократия, занимающая второе место по численности населения. И она
быстро догоняет Китай в плане демографии и экономического развития.
Россия самая большая в мире страна по территории, и она по-прежнему
обладает огромным политическим и военным влиянием. Это страна, которая
знает, как (зло)употреблять свои природные ресурсы к собственной
политической выгоде. Также ключевые позиции в мире занимает Бразилия.
Растущее значение биологического разнообразия делает эту страну
особенно влиятельной, учитывая ее экологическое воздействие на мир и ее
роль опекуна и защитника амазонских джунглей. Это также важный и
постоянно укрепляющий свое положение политический и экономический игрок
не только регионального, но и глобального масштаба. Япония это крупная
мировая экономическая держава (по-прежнему обладающая второй в мире
экономикой). Она имеет огромные достижения и преимущества в инновациях.
Седьмое образование – Европейский Союз. Это самое передовое в мире
надгосударственное объединение, не попадающее в классические категории
и определения международных организаций. Если считать его единой
экономикой, то эта экономика самая крупная в мире. ЕС обеспечивает
более половины общемировой помощи на цели развития и активно отстаивает
свои изначальные нормативные подходы к международным отношениям. Когда
у ЕС имеются возможности, он всегда стремится к созданию международных,
обязательных в правовом отношении инструментов, формирующих структуру
глобального управления в таких областях как торговля, финансовые рынки
и климатические изменения.
В руках у семи этих игроков
находятся ключи к будущему нашей планеты, и они зависят друг от друга.
Нравится это кому-то или нет, но расширение данного списка государств
приведет лишь к ослаблению ответственности самых важных игроков за
общее направление движения нашего все более взаимосвязанного мира. G-20
в ее нынешнем виде не в силах выполнять принимаемые решения и рискует
оказаться расколотой на разные коалиции. Опасность такого раскола
состоит в том, что со временем может возникнуть ситуация, когда самые
важные решения будут принимать США и Китай в двустороннем порядке.
Возникнет классическая картина. Эти двое будут создавать силовое
противостояние друг против друга, которое нашему миру совсем не нужно.
Миру нужно, чтобы эти две страны были максимально интегрированы в
глобальные структуры (да, автор статьи европеец). Вывод таков: надо
отказаться от ослабляющего воздействия слишком большой «двадцатки» - но
не для формирования противовеса «Кимерике», а для того, чтобы создать
подушку безопасности. Подушка эта должна иметь в своем составе
достаточно сильные державы, которые по отдельности не в состоянии
угрожать Америке или Китаю, но достаточно сильны и самостоятельны,
чтобы не оказаться в конфликтующих коалициях.
Петр Мачей Качиньский - научный сотрудник Центра исследований европейской политики (CEPS), Брюссель.