В названии выставки, проходящей в музее Wellcome
Collection, упрятана ироническая насмешка: High Society - можно
понимать и как"высший свет", и как "забалдевшее общество", а о том, что
оно именно таким и является, причем, отнюдь не только последние 50 лет,
говорит здесь многое.
Всевозможные
курительные трубки со всего мира, пучок популярной в Йемене жевательной
травы кат, набор для инъекций, капсулы с опием из Китая, листья коки из
Колумбии, капсулы амилнитрита двухсотлетней давности из Лондона, бокал
вина наших дней, кактус пейотль, стаканчик кофе, коробочка для хранения
бетеля 19 века из Шри-Ланки, пиала с острова Самоа для принятия кавы,
бутылочка ядовито-зеленого абсента, австралийский психостимулятор
питури и наконец простая пачка сигарет - всеми этими предметами
уставлена самая первая витрина выставки. Видимо, чтобы сразу наглядно
показать, что нет на Земле общества, свободного от дурмана.
"Забалдевшее" общество
"Если
посмотреть на разные страны мира и на разные периоды истории, то очень
трудно будет не обнаружить там какое-нибудь одурманивающее вещество, -
говорит куратор выставки Майк Джей, являющийся также автором
сопутствующей книги. - Эти, влияющие на сознание и настроение
субстанции - часть человеческой культуры. Но мы не думаем о них как о
наркотиках, по крайней мере о тех, которыми мы пользуемся в нашей
стране - чай, кофе, алкоголь.
"Это ведь
очень помогает общению - совместно "отравиться", так сказать, -
продолжает Джей. - Так что на Самоа, например, принято, чтобы семьи
собирались вместе или даже представители разных племен, и распивали
каву. Это как трубка мира у индейцев - если ты разделил эту трубку с
кем-то, значит, ты с ним теперь друг".
В XIX веке сильнодействующие препараты отпускались без рецепта
О
пользе подобных дурманных снадобий рассказывает старинный монастырский
манускрипт 11 века из Англии, а кувшинчик для хранения опия возрастом в
три с половиной тысячи лет, сделанный на Кипре, но найденный на
территории Израиля, свидетельствует, как подтверждают британские
археологи, о том, что использовался он исключительно по назначению.
А
есть вещи и постарше, как, например, клинописная вавилонская дощечка VI
века до н.э., где описывается растение "гуннабу" (как полагают ученые -
каннабис), которое использовалось в качестве медикаментозного средства
от гинекологических расстройств. Рядом с ней - ассирийская клинопись,
где упоминается растение "азалу, помогающее забыть тревоги", а также
лечащее паралич и слабость.
Но, пожалуй,
больше чем древняя клинопись удивляют сравнительно недавние - начала ХХ
века - склянки с детской героиновой микстурой от кашля, эликсир с
диаморфином и прочие расхожие препараты, продававшиеся свободно в
британских аптеках до принятия в 1920 году закона о сильнодействующих
лекарственных средствах.
Расхожая валюта
Индийцам на опиумных плантациях британцы платили ваучерами, а не деньгами, чтобы сохранять свой контроль
В ХIX веке торговля опиумом стала одним из ключевых факторов, способствовавших мощи Британской империи.
По
словам Майка Джея, в Британии в то время опиум был разрешен, в любой
аптеке можно было купить настойку, но в Китае император запретил его
использование: "Однако у Китая имелся другой наркотик, к которому
пристрастились англичане - чай, и в те годы чай поставлялся только из
Китая. Британцы закупали его в огромных количествах, стоил он очень
дорого и надо было как-то все это финансировать. И тогда британские
торговцы стали ввозить в Китай контрабандный опиум, который в
промышленных масштабах выращивался в Индии, в Калькутте, и этот процесс
мы видим здесь на литографиях", - поясняет куратор.
Эту
незаконную торговлю активно поддерживали британские политики,
заявлявшие, что китайский запрет на опиум - это незаконный барьер для
свободной торговли.
Тут же, в тему,
сделанная не без издевки инсталляция китайского художника Хуана Йон
Пина: на боку лежит огромная, выкрашенная серебристой краской фигура
лорда Палмерстона, тогдашнего министра иностранных дел, активно
поощрявшего опиумную контрабанду в Китай, а возле него, длиной на
ползала, опиумная трубка.
Рядом, в разделе
"Из аптеки - в лабораторию", все стены увешаны литографиями, акварелями
и рисунками, изображающими опиумные притоны и колосящиеся маки, здесь
же номера журнала "Круглый год" от 1870 года, где печатался
диккенсовский роман "Тайна Эдвина Друда", познакомивший широкого
читателя с существовавшими в лондонском Ист-Энде на тот момент
опиумными притонами, куда захаживал один из героев романа.
"Откусишь с этого боку - станешь больше..."
Литературных
свидетельств наркотических опытов, явных или зашифрованных, немало.
Тут, естественно, и знаменитая "Исповедь англичанина-опиомана" Томаса
де Куинси, в которой он подробно описывает удовольствия и страдания,
причиняемые этой субстанцией, к которой он пристрастился в 19-летнем
возрасте, пытаясь утихомирить лицевую невралгию; и рукописный фрагмент
поэмы "Кубла Хан" Сэмюэля Кольриджа, также всю жизнь потреблявшего
опиумную настойку. В предисловии к поэме Кольридж говорит, что написал
ее, очнувшись от опийного забытья.
Историки
полагают, что идея с галлюциногенным грибом, от которого откусывает
Алиса, чтобы уменьшиться или увеличиться, могла придти к Люису Кэроллу
после прочтения популярной в те годы книги английского ботаника и
миколога Мордехая Кука "Семь сонных сестер", где описываются семь
известных наркотических субстанций и их воздействие на восприятие и
рассказывается о том, как у сибирских шаманов, которые едят мухоморы,
меняется восприятие: большие предметы им кажутся маленькими, маленькие
- большими.
Кстати, в самой первой повести
о Шерлоке Холмсе "Знак четырех" (эта книга тоже тут присутствует)
знаменитый сыщик балуется на досуге не только кокаином, но и морфием,
утверждая, что только так он может достичь интеллектуальных высот.
Однако
к концу XIX века, когда общественное мнение настроилось против кокаина,
Конан-Дойль под чутким руководством доктора Ватсона ослабил зависимость
своего героя от стимулянтов.
Под воздействием
Пауков не спросишь, что они испытали, приняв наркотик
Стремительное
развитие медицины в XIX веке подарило человечеству много новых
наркотических веществ, открытых врачами и учеными в ходе экспериментов.
Зачастую,
как в случае с сэром Хамфри Дейви, проводившим исследования c веселящим
газом, научные наблюдения совмещались с личным удовольствием и
времяпрепровождением.
Если воздействие
лечебных средств можно протестировать на животных и понаблюдать за их
поведением, то впечатления от препаратов, влияющих на сознание, можно
услышать только от людей, которые их испробовали на себе. Именно
подобным экспериментам с наркотическими веществами, которые многие
выдающиеся личности, не всегда имевшие отношение к медицине, проводили
на себе, посвящен зал Self-Experimеntation.
Тут
рисунок, сделанный в студенчестве под воздействием гашиша выдающимся
французским неврологом Жаном-Мартеном Шарко, изобретателем знаменитого
душа.
По соседству брошюра Uber Coca, в
которой другой знаменитый психиатр - Зигмунд Фрейд, не распознавший
потенциальной опасности кокаина, вырабатывающего привыкание, пишет:
"Совершенно никакой потребности в дальнейшем приеме кокаина не
вырабатывается после первого и даже после неоднократного его
употребления".
О том, что многие наркотики
в те годы считались полезными, свидетельствуют и наблюдения
французского психиатра Жака-Жозефа Моро де Тура, который во время своей
трехлетней поездки в арабские страны обратил внимание на популярность
гашиша и при этом относительно небольшое число душевнобольных.
Вернувшись,
он опубликовал свои заметки, в которых рекомендовал использовать гашиш
самим врачам для погружений в искусственное безумие, чтобы лучше понять
своих пациентов.
Новые добровольцы
Вторая
половина ХХ века добавила в мировую копилку экспериментаторов, в
основном из числа рок-музыкантов, стремившихся подстегнуть воображение
и расширить границы собственного сознания.
Именно
в те годы два гарвардских психолога - Тимоти Лири и Ричард Алперт -
выпустили нечто вроде "руководства" к применению ЛСД - "Психоделические
опыты". Они полагали, что ЛСД является "священной субстанцией",
способной привести к духовному откровению.
Лири,
в свою очередь, как и Джон Леннон, попал под воздействие "предсказаний"
Олдоса Хаксли, о том, что ЛСД наконец-то донесет до широких масс
мистические переживания, сходные с религиозными.
Сам
Хаксли широко экспериментировал с мескалином и ЛСД и описал все свои
психоделические переживания в присутствующей на выставке книге "Двери
восприятия", где он свидетельствует:"Визуальные впечатления многократно
усиливаются и глаз получает утраченную детскую наивность".
Кардинальная
идея была в полном растворении своего "эго" в беспредельности
универсума, куда с охотой кинулись рок-звезды, начав совершать
регулярные "поездки" в вечность, и некоторые из них так и не вернулись.
Световая психоделия
Первая световая психоделия Джошуа Уайта проигрывалась в стенах Fillmore East theatre в Нью-Йорке
На
выставке я встретила легендарного Джошуа Уайта, прославившегося в 60-е
годы своими световыми психоделическими шоу, которые сопровождали
выступления The Who, The Doors, Jefferson Airplane, Дженис Джоплин и
Джимми Хендрикса.
По заказу устроителей
Уайт совместно с художником Сефом Керби соорудил в одном из залом
мини-светоустановку, чтобы воссоздать атмосферу тех лет.
"Это
было интересное время в Америке - 60-е годы, потому что существовала
потребность в визуальном возбуждении, людям хотелось смотреть на что-то
интересное, - вспоминает Джошуа. - Жизнь была визуально скучна, как в
России. Я был в Москве в 1991 году и запомнил, какие душевные там были
люди и как темно все вокруг было: заходишь в комнату, а там одна
лампочка горит под потолком. Так что в Америке в 50-е годы было точно
также. Идешь на рок-концерт, а там черный занавес и один всего
прожектор. Зрители, конечно, хотели большего, так и родились световые
шоу".
Постоянно меняющийся световой
калейдоскоп, как и объем и разнообразие выставки в целом, поражают
воображение, и одного похода явно мало, чтобы вместить хотя бы часть
представленной здесь информации - в кино, иллюстрациях, книгах, звуке,
цвете.
Интерес тоже совершенно очевиден:
народу - почти как в Лувре у Джоконды, и каждый выходит столь же
ошарашенный: столько об этом слышал, может даже пробовал, а
оказывается, вот оно все как!
Меня
поразили три колоссальных рисунка паутины, сплетенной пауками под
воздействием бензедрина, марихуаны и кофеина во время эксперимента НАСА
в 1993 году: если две первые паутины еще как-то напоминают паучью сеть
- с центром и расходящимися лучами и концентрическими кругами, то
третья, "кофеиновая" - это полный бред.
Мораль?
Но я не герцогиня из "Алисы в Зазеркалье", я так и не смогла вынести с
выставки какую-то мораль, но на всякий случай не пошла пить кофе в
прилегающее с музеем кафе.