Газета "Наш Мир" br>Дальний Восток теперь отличается от Центральной России не только пристрастием к праворульным иномаркам. Религия в регионе тоже импортная — по количеству "активных верующих" протестантские движения опережают все "традиционные" для страны религии, включая православие и мусульманство. По количеству официально зарегистрированных Минюстом религиозных организаций протестантского направления также превосходит число других религиозных конфессий.
Самые "протестантские" регионы Дальнего Востока — это Приморский и Хабаровский края. В Приморье зарегистрировано 178 общин различных направлений — пятидесятников, пресвитериан, евангелистов, адвентистов и десятка других. У Русской православной церкви в этом регионе — 89, ещё 3 прихода у старообрядцев и 6 — у католиков. Другие "традиционные" религии — мусульманство, иудаизм и буддизм — также представлены весьма скромно, 6 мечетей, 7 синагог и 4 буддистских пагоды.
В Хабаровском крае ситуация выглядит очень похоже: из 163 религиозных организаций 96 — протестантские. Причём число неортодоксальных приходов только увеличивается. А вот РПЦ сдаёт позиции — время от времени появляются новости о закрытии тех или иных приходов. В 2005 году Хабаровская епархия ликвидировала два прихода — в Комсомольске-на-Амуре и в поселке Березовка Хабаровского района. "На данный момент у церкви нет денег на содержание прихода с небольшим количеством прихожан", — сообщали в епархии. Сейчас в этом регионе у русской православной церкви осталось 48 отделений.
Кроме того, как сообщает "Независимая газета", протестантская активность распространяется и на регионы Сибири. Больше всего организаций этого толка в Красноярском крае — 111, Иркутской — 97 и Свердловской — 94 областях. Наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения.
Интересен тот факт, что весомая часть священников этих конфессий носит нерусские фамилии. Как отмечают специалисты, "волну" протестантизма поднимали в 90-х иностранные проповедники. Дальний Восток оказался в пределах влияния проповедников из США и Южной Кореи.
Управляющий делами председателя Российского объединенного союза христиан веры евангельской, пасторКонстантин Бендас рассказал "СП", почему протестанты с успехом освоили территории Дальнего Востока.
"СП": — Почему протестанты добились успеха именно на Дальнем Востоке?
— У этого феномена есть давняя история. Православие пришло на эти территории достаточно поздно. В Сибирь и на Дальний Восток ссылали представителей нетерпимых в Российской империи конфессий. Многие уходили от гонений — молокане, духоборы, менониты, штундисты и так далее.
В советские времена на Дальний Восток ссылали избежавших расстрела священнослужителей. Таким образом там сконцентрировалась элита русских протестантов.
"СП": — Получается, что протестантские течения там более "традиционная религия", чем РПЦ?
— Да, ещё во времена царские там было больше так называемых раскольников и сектантов. Об этом пишут многие историки.
"СП": — А откуда среди проповедников такое изобилие корейцев?
— В начале-середине 90-х из-за близости и удобства передвижения туда проще было попасть миссионерам из Кореи, чем из Европейской части России. И до сих пор это так — дешевле прилететь из Сеула, чем из Москвы. То же самое — поехать учиться в семинарию проще в страны ЮВА.
Священнослужитель становится перед выбором — ехать учиться в Москву, где жизнь в несколько раз дороже, или в Южную Корею.
Ситуация сравнима с праворукими машинами, кстати говоря.
В 90-х, действительно, корейских миссионеров могло быть больше. Сейчас же наоборот — русские миссионеры едут в страны Азии, в Монголию, в Китай, в Лаос, в Таджикистан. Таких людей в десятки раз больше, чем пасторов, приехавших из Кореи.
"СП": — Получается российская экспансия?
— Экспансия подразумевает агрессию, навязывание, силовые методы. Мы говорим о миссионерстве, о том, как записано в Евангелии. Это нормальное поведение для любого христианина.
"СП": — А языковой барьер, он не мешает?
— На своём опыте наблюдений я бы делил миссионеров на две категории. Многие священнослужители стали нам, русским, близки, выучили язык, получили гражданство, женились, завели тут детей, дети отслужили в армии. Они ассимилировались. Они привезли сюда не корейскую культуру, а Христа.
Но часть пасторов по-прежнему смотрят на "местное население" свысока, язык не учат. Это наша "зона риска", к ним у нас достаточно жёсткое отношение, с такими мы сейчас прощаемся.
"СП": — А с РПЦ вы как взаимодействуете? Там, получается, "традиционная религия" в меньшинстве.
— Дело в том, что Русская православная церковь в мировом масштабе — меньшинство. Внутри христианства 1,3 млрд католиков, 1 млрд протестантов, и 350 млн православных, включая все ветви. И там, где РПЦ в меньшинстве, например, в США, я не знаю ни одного эпизода с выдавливанием, дискриминацией и унижением этой конфессии. И, я надеюсь, этого не будет и в России.
И на Дальнем Востоке нет случаев выдавливания РПЦ.
"СП": — А сама РПЦ пытается вытеснить протестантов?
— Прямых действий мы не видели, а что происходит в кулуарах, даже боюсь предполагать. Мы стараемся жить мирно, проповедовать не свою деноминацию, а христианство. Я как проповедник считаю, что несу слово Христа, и для меня не важно, в какую церковь в итоге придёт человек.
***
В РПЦ эту ситуацию официально комментировать затруднились. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Владимир Вигилянский объяснил "СП", что он не комментирует взаимоотношения с "сектантами и протестантами". Своим взглядом на проблему поделился ректор Российского православного института св. Иоанна Богослова игумен Пётр Еремеев. Ранее отец Пётр возглавлял Хабаровскую духовную семинарию — именно в Хабаровском крае протестанты развернули самую бурную деятельность.
Отец Пётр называет протестантов "сектантскими организациями, и приводит ряд причин, почему РПЦ уступила им часть территории Российской Федерации:
"Пока еще слабая позиция традиционных религиозных организаций. В первую очередь речь идет о Русской Православной Церкви: небольшое количество приходов, малое число священнослужителей, только 1 духовная семинария, которая была открыта буквально несколько лет назад. Данная проблема обусловлена полным уничтожением следов Православной Церкви в регионе в советское время. При общем интересе населения к Православию организация общин тормозится из-за отсутствия адекватного ситуации числа духовенства. Духовным вакуумом пользуются сектанты. Нередко проповедники-миссионеры спекулятивно используют традиционные символы Православия.
Близость Японии, Кореи, Китая. Из этих стран на территорию России мигрируют многие секты (в том числе запрещенные в своих странах), используя Дальний Восток как плацдарм для дальнейшей вербовочной работы на территории России. В связи с отсутствием каких-либо мер по противодействию данной сектантской экспансии на местах ситуация становится неуправляемой. Американские секты также считают Дальний Восток более эффективным и безопасным каналом внедрения в Россию.
Отсутствие религиоведческих центров, развитых учебных заведений, готовящих специалистов в области сектоведения, религиоведения. На весь Дальневосточный федеральный округ только в ДВГУ на кафедре теологии и религиоведения готовят подобных специалистов. Учебная дисциплина "религиоведение" ведется лишь в нескольких дальневосточных вузах, при этом большинство из преподавателей данной дисциплины не имеют профильного религиоведческого образования. В связи с этим у выпускников вузов (будущих юристов, экономистов, техников, строителей и др.) отсутствует религиозная грамотность и навыки различения безопасного религиозного учения от деструктивного сектантского.
Отсутствие специализированных реабилитационных и антисектантских центров по противодействию деструктивным и тоталитарным культам. Если в европейской части России их несколько десятков, то на ДВ ни одного.
Поддержка сект со стороны завербованных чиновников и сотрудников правоохранительных органов. Последние разоблачающие скандалы в Дальневосточном федеральном округе, связанные с вербовкой сектантами высокопоставленных должностных лиц, свидетельствуют об успешности работы сектантов в этом направлении.
Отсутствие критической информации о деятельности сект в ДФО. Разоблачающие материалы в местных СМИ практически не допускаются в печать. При отсутствии правдивой критической информации граждане пользуются только той информацией, которую предоставляет им секта сама о себе".
"СВОБОДНАЯ ПРЕССА", 8 ноября 2010 г.
Фото: protestant.ru
|