Из Кабула тайком вывозятся миллиарды долларов, на которые афганцы со связями покупают себе в Дубаи роскошные виллы. Опасаясь того, что эти деньги являются результатом коррупционной деятельности, американские политики временно прекратили предоставление помощи афганскому правительству.
Бригадный генерал Мохаммед Асиф Джабархель сидит в своем кабинете возле размеренно гудящего вентилятора, скрестив руки. Кабинет этот находится всего в нескольких метрах от контрольно-пропускного пункта международного кабульского аэропорта. "Конечно, я знаю, что здесь происходит, - ворчит 59-летний начальник таможенной полиции аэропорта, шевеля своими густыми усами, - но кому в этой стране дозволено говорить правду?"
Джабархель имеет в виду огромные денежные суммы, регулярно вывозимые из Афганистана тайком самолетами в ящиках и чемоданах. По некоторым оценкам, с 2007 года из страны таким образом было вывезено по меньшей мере 3 миллиарда долларов наличными.
Обычно, эти деньги заканчивают свой путь в Дубаи, являющемся настоящим налоговым раем в Персидском заливе. Учитывая то, что общий объем ВВП Афганистана составляет 13,5 миллиарда долларов, невозможно даже представить себе, что уплывающие из страны средства являются обычным доходом от вполне законных коммерческих сделок.
Джабархель жалуется, что все его многочисленные попытки остановить эти денежные утечки ни к чему не привели. "Центральный банк заключил с правительством соглашение, согласно которому такого рода денежные переводы являются якобы законными, - говорит он, - и каждый раз, когда мы пытаемся узнать, откуда пришли эти деньги, на нас оказывается давление с самого верха".
После вторжения в Афганистан в 2001 году одни только Соединенные Штаты Америки вложили в местную армию и в работы по восстановлению почти 300 миллиардов долларов. Но достигнутые результаты гораздо ниже того, на что надеялись и чего ожидали. Одна из главных причин такого провала может состоять в том, что значительная часть многомиллиарднных средств, направляемых на реконструкцию и развитие, по-прежнему выкачивается из страны.
А выигрывают от этого чаще всего те люди, у которых налажены очень тесные связи со странами-донорами.
Совершенно ясно, что через кабульский аэропорт из Афганистана уходит гораздо больше денег, чем официально декларируется и регистрируется. Например, важные политики и бизнесмены часто проходят на борт самолета через специальную VIP-зону без досмотра. А если таможенник все же обыщет такого пассажира и найдет у него чемодан, до отказа набитый долларовыми банкнотами на миллионную сумму, сразу вмешаются люди со связями и сделают так, чтобы денежный багаж все-таки улетел из страны вместе со своим владельцем - без лишних вопросов. "Делается пара телефонных звонков, - с ноткой отчаяния в голосе говорит генерал Джабархель, - и этот человек свободен".
Большинство финансовых сделок в Афганистане по-прежнему осуществляется посредством так называемой "хавалы" - традиционной исламской финансово-расчётной системы, которая основана в большей мере на доверии и честности, нежели на квитанциях. В связи с этим отследить такие денежные потоки борющимся с коррупцией западным следователям практически невозможно.
Летом 2009 года стало немного понятнее, какие суммы денег уходят из Афганистана. Тогда иностранная компания по обеспечению безопасности Global Strategies Group взяла на себя ответственность за обеспечение безопасности в кабульском аэропорту и начала представлять доклады о переводах денежных средств. Какое-то время компания часто направляла доклады в управление афганской контрразведки. Однако в сентябре она отказалась от этой практики, поскольку руководство в таких сведениях, очевидно, уже не нуждалось.
Сообщения о многочисленных случаях непрекращающейся коррупции, подобные этим, вызвали негодование у американских политиков и привели к созданию важной комиссии, которая утвердила решение заморозить 3,9 миллиарда долларов помощи для афганского правительства, намеченной на 2011 финансовый год. Председатель подкомитета по ассигнованиям и внешней помощи из палаты представителей Нита Лоуи заявила в прошлую среду своим коллегам: "Я не собираюсь выделять больше ни единого цента помощи Афганистану, пока не буду уверена в том, что деньги американских налогоплательщиков не попадают в результате злоупотреблений в карманы продажных афганских государственных чиновников, наркобаронов и террористов".