Социализм практический – это социальное устройство для жизни общества, страны. Миллионы людей, оказавшихся в капитализме, знают его и помнят.
Молодые сегодня, чувствуя, что что-то не так и не то происходит в обыкновенной, практической жизни, начали искать, – а как же можно устроить в варианте нормальном бытовые проблемы, исходя из идеи «всё для человека, всё ради человека»? Я не буду доказывать, что социализм лучше для жизни человека или капитализм, или мешанина из грабительского капитализма с феодализмом. Для молодых людей в серии материалов я хочу рассказать бывшее в нашей жизни совсем недавно, всего двадцать лет назад.
В советской системе бытовой жизни присутствовало массовое стремление молодёжи к поступлению в техникумы, институты, к получению образования высшего и одновременно – профессии с готовностью работать, вчера закончил институт – сегодня работа на производстве или в научно-исследовательском институте.
Вообще сама тема сегодня видится просто фантастической. Оглядываясь на социалистическое устройство специального и высшего образования – удивляешься, неужели такое было? Разумное, созданное и поддерживаемое социалистической системой общей жизни страны? На этой самой территории, где за двадцать лет многое разумное, полезное разрушено, уничтоженное?
Зачем уничтожено? Ответ единственный, чтобы в стране стало как можно меньше образованных граждан.
Кому выгодно и нужно? Не самим гражданам России.
Вернёмся в социалистическое устройство образования для граждан.
В начале каждого лета, когда как раз проходили выпускные экзамены в школах, во всесоюзных, республиканских, областных и городских газетах появлялись условия приёма в техникумы и институты, иногда сразу на половину всей газеты. Для выбора выпускниками школ, где учиться дальше. С точными указаниями условий поступления, адресов и всей самой нужной информации. Гражданские и военные.
Вся эта система работала с заботой о человеке. Например, когда абитуриенты приезжали из других городов, им сразу предоставлялись бесплатные места в общежитиях, для сдачи экзаменов. После сдачи экзаменов и зачислении в техникумы и институты общежития предоставлялись на все года обучения. Благоустроенные, и никто из студентов уже не думал, где брать кровать, постельное бельё, а так же в общежитиях работали студенческие столовые, а для желающих готовить самостоятельно на каждом этаже общежитий были и кухни, с газовыми или электроплитами.
Все поступившие на учёбу обеспечивались ежемесячными стипендиями. Для бывших воспитанников детских домов кроме стипендий раз в год выдавалась специальная сумма денег, для покупки одежды.
Техникумы, институты, как гражданские, так и военные, были оборудованы учебными аудиториями, лабораториями, библиотеками, спортзалами, профильными мастерскими, при необходимости – учебными полигонами и соответствующей техникой. Всё – за государственный счёт.
Ни о каком платном образовании никто из граждан социалистического государства не слышал. Государству не на словах, на деле нужны были образованные специалисты.
Полностью отсутствовали всевозможные шарашкины конторы с громкими названиями, например, академии, где девушек учили бы работе парикмахера, разрисовыванию красками голых тел, или хождению по подиуму для показа мод. Образование было настоящим, а не подменным.
После окончания техникума или же института все выпускники распределялись по разным городам, по разным предприятиям и были обязаны отработать по направлению три года. Попадались и не благодарные, получившие бесплатно высшее образование и стремящиеся уйти в сторону от отработки, такие до сих пор жалуются на советскую систему образования, и как раз на то, что должны были отработать за его получение.
Образование, среднее специальное и высшее, можно было получить по любой специальности, существующей на производстве, в культуре, медицине, сельском хозяйстве, военном деле. Выбор специальности всегда оставался за поступающим на учёбу.
Хорошие условия?
Наверное, лучше и придумать невозможно.
В горбачёвскую перестройку в разных газетах, на телевидении появилось множество материалов, втолковывающих гражданам, что советское высшее образование нигде в мире не ценится и хорошим не признаётся. Под эту волну лжи началось неожиданное: и многие доктора наук, академики, получившие «плохое советское» образование, быстро переехали работать в другие страны, начиная с Америки, и затем начали уничтожаться сами военные училища, приравненные к техникумам но и высшие, гражданские техникумы, институты, академии. А далее появились и платные учебные заведения, часто на самом деле не дающие настоящего образования.
Что молодёжь самостоятельно научила разбираться, чего ей подсовывают вместо образования, стало видно из простого факта. В московском метро в октябре месяце звучит реклама, зазывая в очередную платную шарашку. А при социалистической системе образования на одно место при поступлении абитуриентов доходило до десяти, двенадцати человек, и после окончания сдачи экзаменов все места оказывались заполненными.
Какая бы власть не была в стране – та власть, пошедшая по пути уничтожения хорошей системы образования, никогда не сможет страну сделать передовой, в области науки. Следственно, и в производстве. И они, сидящие во власти, получившие хорошее, бесплатное образование ещё в советских институтах, – не понимают, что делают?
Такое невозможно.
А если понимают, то почему продолжается разрушение хорошей системы образования, закрытие специальных училищ, гражданских и военных, техникумов, институтов?
И никакие Сколково с неизвестным до сих пор результатом по перечню продукции, пусть и ожидаемой, пусть намеченной в виде плана, не помогут. Не зря появились сообщения, что на научную работу в Сколково начали зазывать иностранных учёных, за большие миллиарды. Эти сообщения продолжились возмущениями отечественных учёных, работающих, как сообщают они, за десять, пятнадцать тысяч рублей.
Пётр первый приглашал в Россию учёных потому, что своих тогда не было. А не из презрения к своим, российским. С его забот начинались первые прообразы современных институтов и академий.
Но чтобы он сказал и сделал, увидя наше время?